Мультфильмы какой страны вы предпочитаете в это время дня?..

Перефразируя известный лозунг, вполне можно сказать, что из всех искусств для малышей важнейшим является мультипликация. И, как любой продукт, предназначенный для детского питания, мультфильмы тоже должны быть качественными. А чем измерить качество того или иного фильма? Как оценить питательность мультипликационного продукта?

Фото: photosight.ru, Михаил Псарёв. Коллаж: rusbatya.ru

Фото: photosight.ru, Михаил Псарёв. Коллаж: rusbatya.ru

На мой взгляд, хороший мультик выполняет сразу несколько задач, из них основными являются две.

 

Во-первых, задача эстетическая. К идее прекрасного человек должен приобщаться с пеленок, и в мультфильме, как и в человеке, все должно быть красивым. Он должен радовать глаз. В нем должна звучать хорошая музыка, должны петься хорошие песенки на добротные стихи и в добротном же исполнении.

 

Во-вторых, это задача этическая, нравственная, как бы наивно это ни выглядело. Ведь для дошкольника именно мультяшные герои, наряду с книжными, являются одним из источников получения первых представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

 

С обеими задачами превосходно, с перевыполнением на много процентов, справлялись и до сих пор справляются мультфильмы советского периода. С современными мультипликационными работами, к сожалению, дела обстоят несколько хуже.

 

Наиболее приличным из сегодняшних мультсериалов для малышей, как мне кажется, можно назвать только эпопею о Лунтике. Каждая серия содержит свою коллизию, благополучно разрешающуюся к концу меньше чем пятиминутного фильма. Для совсем маленьких детей вполне приемлемое время: не устают глазки. К тому же кадры сменяются достаточно медленно, герои движутся тоже неспешно, даже если бегут – для неокрепших детских глаз самое оно, ребенок успевает следить за чередой изображений.

Герой мультсериала Лунтик

Герой мультсериала Лунтик

К сожалению, этим – быстрой сменой кадров – иногда злоупотребляют даже создатели детских передач, не говоря уже о программах для взрослых и рекламе. Не очень понимаю, честно говоря, сути этого приема. Заставить человека влипнуть в телевизор, пытаясь удержать в голове развитие действий? Способ запрятать двадцать пятый кадр?

 

Но вернемся к Лунтику. Сюжет каждого фильма развивается довольно динамично, герои сплошь положительные, из злодеев в наличии только две гусеницы. Да и то: не всегда они устраивают пакости по злому умыслу, иногда просто по неосторожности или по глупости, и к концу серии они непременно раскаиваются. Герои много времени проводят на свежем воздухе, играют, рукодельничают, помогают взрослым, решают свои детские проблемы, учатся разнообразному взаимодействию друг с другом и со взрослыми. Образцовые дети, словом! В конце каждой серии звучит мораль, ни в одной серии нет ничего страшного, что могло бы напугать юного зрителя.

 

В общем, мультфильм был бы идеальным для детского питания, не будь он так топорно нарисован.

 

Компьютерная графика – бич сегодняшней мультипликации, на мой зрительский взгляд. Несомненно, новые технологии позволяют делать более яркие картинки гораздо более быстро, чем в прошлом. Нет нужды в дотошной прорисовке десятков тысяч кадров. Но из изображения ушла жизнь. Компьютерные герои схематичны до дальше некуда. Никаких деталей, примитивная мимика персонажей, скудная пластика. Не будучи специалистом, трудно, конечно, рассуждать о преимуществе той или иной техники исполнения работы, но как простой зритель утверждаю: компьютерная графика погубила отечественную мультипликацию.

 

Похожим на «Лунтика» мне кажется старый западный сериал «Смурфы», который в последнее время частенько показывают по детским телеканалам. Добрые синие существа, снабженные, в лучших традициях классицизма, каждый единственной чертой характера. Ворчун, Знайка – напоминает кое-что, не правда ли? Один-единственный злодей на весь мультфильм, которому, как Волку в «Ну, погоди!», никак не удается поймать и уничтожить хотя бы одного смурфа и который всегда бывает посрамлен в конце серии.

 

Кстати, если вспомнить западные мультфильмы, то, на мой взгляд, тенденция наблюдается примерно одна и та же в сравнении с нами. Чем мультик старше, тем он красивее. Вспомните, например, старые добрые диснеевские шедевры. «Белоснежка и семь гномов», «Алиса в стране чудес» и другие. А что дальше? А дальше – «Том и Джерри» с бесконечными ударами наковальней по голове и молотком по пальцам. Американцы, возможно, из этого продукта уже выросли, но его и подобные продолжают показывать нашим детям!

 

Другие современные отечественные мультпродукты радуют глаз еще меньше, чем «Лунтик». Популярные «Смешарики», явно рассчитанные на детей постарше дошкольников, насыщены быстро сменяющимися кадрами, набиты наполовину взрослыми, порой грубоватыми, шутками и коллизиями, и прорисованы они так же схематично, как и «Лунтик». В этот же ряд можно поставить и сериал «Белка и Стрелка», «Барбоскины» и «Маша и медведь».

Кадр из мультфильма "Барбоскины"

Кадр из мультфильма «Барбоскины»

«Машу и медведя», пожалуй, стоит поругать отдельно. Это типичный представитель – как выражались в советское время на уроках литературы – так называемого современного семейного мультсериала. Что такое семейный мультфильм в понимании сегодняшних мультипликаторов? Это фильм, который одинаково интересно смотреть и взрослым, и детям.

 

Что в детский мультфильм можно вставить такого, что заинтересовало бы взрослых? Авторы рассуждают примерно следующим образом. Во-первых, знакомая музыка. Во-вторых, понятная взрослому человеку шутка или цитата. Вот, например, мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», который тоже задуман как семейный. Злодей Колыван, в буквальном смысле отфутболив Змея Горыныча с помощью куриной ноги избушки, командует, имея в виду верблюда: «А теперь горбатый! Я сказал, горбатый!». Взрослым смешно, а ребенку тоже смешно заодно, хотя цитату он, конечно, не опознает. Ну и, в-третьих, реверанс в сторону взрослого зрителя можно сделать и изобразительными средствами. Так, в той же «Маше и медведе» в нескольких эпизодах появляется медведица. И такая она ммм… фигуристая, настолько недвусмысленно медведь заигрывает с ней… Сомневаюсь в этической и эстетической ценности таких кадров. Не могу себя назвать ханжой или пуристом, но, как мы помним, детям – все лучшее… Также весьма эротичен, если не сказать похабен, танец девушек в «Добрыне Никитиче».

 

Медведица из мультсериала "Маша и Медведь"

Медведица из мультсериала «Маша и Медведь»

С одной стороны, полнометражные семейные мультики, активно появляющиеся в последнее время («Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и серый волк» и другие), представляют собой хоть какую-то альтернативу западным работам в этом жанре. За основу взят отечественный материал – современные дети, не избалованные былинами, хоть знать будут, кто такой Алеша Попович. Да и вообще, Илья Муромец – это гораздо, по идее, лучше, чем Шрэк, скажем.

 

С другой стороны, историческая канва берется упрощенно, поверхностно. А если быть точными, то нужно сказать, что от былинных героев остались, пожалуй, только имена. И сами фильмы напоминают по композиции западные. Болтливый конь Юлий из «Алеши Поповича» и, например, ослик из «Шрэка» – просто близнецы-братья. Грустно понимать, что, имея более чем полувековую историю отечественной мультипликации, современные производители предпочитают использовать кальки с западных образцов. Вопрос моды? Или вопрос уровня масс-культуры, на который они ориентируются?

 

Ведь до сих пор душа радуется, когда видишь замечательные советские мультфильмы. И многие из них, кстати, говоря, вместе с детьми смотрят и родители, хотя скабрезностей и острых цитат отродясь в этих работах не водилось. Просто все дело в том, что классика – она и есть классика, она открыта любому возрасту.

 

Во-первых, они красивые. Вспомните переливающийся свет в «Аленьком цветочке». Плавность движений в «Сказке о мертвой царевне» и других старых, пятидесятых годов, мультфильмах. По-настоящему красивые работы истинных художников. Какая тщательность работы в каждом кадре!

Кадр из мультфильма "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

Кадр из мультфильма "Аленький цветочек"

Кадр из мультфильма «Аленький цветочек»

Во-вторых: сколько замечательных актеров озвучивали детские мультики! Леонов – Винни-Пух, Папанов – Волк, Раневская – фрекен Бок, Ливанов – Карлсон и Удав из «38 попугаев», Шарик Льва Дурова и Матроскин Олега Табакова, а голосом Георгия Вицина вообще каждый пятый, наверное, мультяшный герой разговаривает. Список этих прекрасных актерских работ можно составить длиннейший, и мне почему-то кажется, что все эти люди, настоящие профессионалы, получали колоссальное удовольствие от работы над детскими сказочками.

 

Так же можно восхвалять и музыкальное оформление советских мультфильмов. Знаете ли вы, что для работы над фильмом всегда приглашался настоящий оркестр, даже если музыки, по замыслу создателей, должно было быть совсем немножко?

 

А что сегодня? Случайно включив телевизор и попав на подборку старых мультфильмов, испытала почти физическую режущую боль в ушах. Из-за малопонятного конфликта по поводу права собственности массу старых советских мультиков переозвучили. Работа, с одной стороны, проведена была добросовестно: до междометия, до единой нотки все было соблюдено. Но это уже не те голоса и не та живая музыка. Все насквозь компьютеризовано, и фильм поражает диссонансом между красивой картинкой и уродливым звуком.

 

mult2.jpgВ-третьих, если продолжить разговор о красоте фильма, нельзя не упомянуть различные техники исполнения, которые широко раньше использовались. Нарисованные. Кукольные. А пластилиновые работы Александра Татарского! А Гарри Бардин, который использовал самые, казалось бы, неподходящие для мультфильмов материалы! Хотя его работы, надо сказать, скорее для взрослых, но это и замечательно, ибо не всякий ребенок оценит важность фактуры в реализации режиссерского замысла. А что сегодня? Убогая компьютерная графика – и только.

 

И, наконец, в-четвертых. Старые советские мультфильмы всецело и безоговорочно добры. Они взывают к самым лучшим чувствам. Над «Ежиком в тумане», например, и сегодня всплакнуть можно, и это не единственный трогательный мультфильм. Они несут ребенку самые правильные, самые безусловные этические принципы. И даже если бестолковый Волк, гоняясь за Зайцем, то и дело попадает впросак, все равно это выглядит не так жестоко, как в «Томе и Джерри». Добро всегда побеждает зло, сказка всегда кончается хорошо. И если на диске написано «Сборник советских мультфильмов», его можно смело включать ребенку, не боясь, что он увидит там «что-нибудь не то».

 

Конечно, вырастить ребенка в культурной изоляции от остального современного бескультурья трудно. Если не сказать невозможно. Но все же, если человек вырос на эстетически благоприятной почве, он рано или поздно научится сам отличать красивое от некрасивого. Поэтому я и предпочитаю советские мультфильмы в любое время суток.

 

Примечание ред.: В заголовке использован перефраз слов Воланда из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, обращенных к буфетчику театра Варьете Андрею Фокичу Сокову: «Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?». Шутливо-иронический комментарий к попытке угостить кого-либо вином, как будто его разнообразные коллекции и «собственные погреба» и в самом деле существуют. (Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.)



    Автор: Юлия Жабыко, 2 августа 2012 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Выпускница филологического факультета МГУ (1999), репетитор по русскому языку для школьников, мама двоих детей.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Пять фильмов, которые позволяют поразмышлять о том, возможна ли дружба между взрослым и ребенком и что она может дать одному и другому.

    Кинообозреватель Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.

    Фильм Влада Фурмана «Родитель» — взгляд на наркотики не с точки зрения потребителей, а с точки зрения их отцов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.