Почему мой сын идёт в районную школу

Педагог и многодетная мама Яна Злочевская о том, почему выбирает не семейное обучение, а общеобразовательную школу.
 

Читайте также:

 

Школа на дому: три истории про семейное обучение

 

Просто школа

 

У каждого из нас есть свои представления о том, какой должна быть идеальная школа. Мне бы, например, хотелось, чтобы дети изучали природу на природе – в лесу, в саду и в поле. Чтобы они работали в лабораториях и мастерских, рано выбирали интересные им предметы и в игре учились быть врачами или садовниками. Чтобы в школе их учили водить машину, конструировать и испытывать летательные аппараты, чтобы они ездили в длительные экспедиции, а историю и культуру других стран изучали в полигонных ролевых играх. Я хотела бы, чтобы школы были самыми красивыми зданиями в городе, чтобы в школьных коридорах стояли шкафы книг, были сделаны window-seat (широкие подоконники с подушками у огромных окон), чтобы в рекреациях были огромные коробки деревянных конструкторов, железных дорог типа икеевской, бесконечное лего-лего-лего. Чтобы возле школы были парки, бассейны, детские площадки с лазилками. И самое главное, чтобы вся эта роскошь была не за трёхметровым забором и турникетами с карточками, а для всех, для каждого ребёнка и для каждого родителя. Неважно, сколько у них детей в семье и какой доход. Чтобы родители не теснились за заборчиком, высматривая чад, а входили в школу, как в дом, знакомились с учителями и успехами детей, ходили вместе с детьми и учителями в те самые экспедиции и помогали им учить детей. Кажется, я могла бы книгу написать об этой утопии, да может и напишу ещё… Помогает утопическим мечтам и то, что у меня есть опыт преподавания в современной школе и опыт работы в сфере сетевого образования и переподготовки учителей, так что сложности современной школы мне знакомы не понаслышке.

С другой стороны, каждый из нас имеет свой опыт обучения в неидеальной школе, и у каждого этот опыт свой.

 

Лично мне в каком-то смысле повезло… Я училась в лихие 90-е, закончила школу в 1995, но я училась в очень хорошей школе, в одной из первых гимназий, одной из первых платных школ в Москве. Моей маме пришлось немало потрудиться, чтобы в эти самые 90-е найти денег на мое образование. Но дело даже не в этом, а в том, что я обожала и обожаю учиться. (Даже в свою первую школу, в которой у меня не самым лучшим образом складывались отношения с одноклассниками, а ехать от дома надо было около часа, я ходила с удовольствием.) В старших классах мы сидели в школе до 18.00, а потом школу закрывали, и мы во главе с нашим учителем химии шли в метро, сидели на лавочке и решали задачки ещё пару часов, а потом ехали домой и делали уроки до полуночи и утром ехали в школу к нулевому уроку. Мы перерисовывали картинки из медицинского атласа Синельникова, ходили в анатомичку, ездили на другой конец Москвы в медколледж на курсы, ходили на лекции по коллоидной химии в МГУ, ездили на практику в Пущино и работали в научных институтах. Ещё успевали ходить всем классом на лыжах и играть в футбол. Мяч купили вскладчину и всегда носили с собой.

 

Когда мои коллеги начинают рассказывать, как перегружены бедные современные детки и как надо их срочно освободить от этого всего («зачем оно им сдалось?»), я всегда вспоминаю свои ночные бдения над Синельниковым с калькой и цветными карандашами или многометровые плёнки для кодоскопа. Ведь мы не могли распечатать картинку из интернета или показать презентацию прямо с планшета.

 

Да, я не стала врачом, и сейчас уже не помню название многих костей черепа, которые зубрила по тем своим картинкам, но я училась рисовать, думать, тренировала память и усидчивость. И я уверена, что всё, что я тогда делала, не было напрасным.

 

С третьей стороны, после того, как мы выросли, выучились, сдали все экзамены, нашли работу, часто совсем не в той области, к которой готовились в школе или вузе, у нас появились дети. И эти дети — сюрприз — сильно от нас отличаются. У меня их трое с довольно большой разницей в возрасте. Старшая дочь в этом году пошла бы в выпускной 11-й класс, если бы не ушла после 9-го в колледж… внезапно, в ювелирный. Не осилив, в каком-то смысле, учёбу в очень крутой школе, в какой бы я сама мечтала поучиться, если бы была современным школьником. Средний сын 1 сентября сего года идёт в 1-й класс, а младшему сыну в октябре будет два года. Так что передо мной широкий спектр от «какое счастье, что ЕГЭ это не про нас» и «очередной раз в первый класс» до «раннее развитие — за и против» (если что, я против).

 

И при этом ни дочка, ни средний сын не являются такими зубрилками и заучками, какой была я. Есть надежда, что я такой была не сразу, а научилась в начальной школе, потому что по семейным легендам матушка в моём первом классе потратила массу сил, чтобы научить меня учиться. Тогда можно робко надеяться, что хотя бы средний сын меня порадует и станет яростным ботаником, потому как дочка явно не в меня.

 

Когда подошло время идти в первый класс моей старшей дочери, я особо не заморачиваясь определила её в школу, где сама в тот момент работала. Сама я тогда получала второе высшее образование, три раза в неделю по вечерам ездила на учёбу, писала диплом, поэтому писать с Иркой крючки и палки и учить таблицу умножения мне было некогда. И я с интересом осознала, что школьное образование работает. Вчера ребёнок не умел измерить предмет линейкой, а сегодня умеет. Вчера ребёнок не умел складывать в столбик, а сегодня складывает. Всё это не требовало от меня особенных усилий, девочка у меня была довольно ленивая и разгильдяйская, но вполне сообразительная.

 

Кроме того, поскольку я работала учителем и видела множество других детей и детско-родительских отношений, я довольно быстро выработала по отношению к школе единственное жёсткое правило: мне совершенно плевать на успеваемость. Принесла девочка пятёрку – «умница, дочка!» Принесла пару – «пустяки, дело житейское, пересдашь». Никогда и ни при каких обстоятельствах я не ставила успеваемость нашей целью, навыки мне были интересны, а вот отметки – нет. В результате я побыла матерью троечницы, когда дочь еле-еле тянула программу очень хорошей школы, а потом внезапно стала матерью гордости курса, когда она ушла в колледж. Ирка при этом осталась какой была, так что выработанная ещё в 1 классе позиция сэкономила мне массу нервов.

 

Ещё одно важное открытие, которое я совершила в те годы, заключалось в том, что мои представления о профессионализме и характере педагогов абсолютно не совпадают с таковыми моей дочери. Например, у нее была великолепная учительница истории, которая мне ужасно нравилась. Она создавала оригинальные и интересные школьные праздники, она водила детей в походы, она интересно и грамотно преподавала. Мы с ней были в прекрасных отношениях. А с моей дочкой они друг друга жёстко невзлюбили. Это был тот рубеж, когда мы приняли решение о переходе в другую школу, так что конфликт не вышел очень затяжным, но стало понятно, что учителя для ребёнка надо подбирать исходя не из своего характера, а из характера ребёнка. И что учитель, который хорош для тебя, совершенно не обязательно сойдётся с твоим ребёнком — и это нормально.

 

Тем временем у меня появился второй ребёнок, и в то же время вокруг появилось, словно по волшебству, огромное количество книг и всяких развивающих штук для малышей. Поэтому мы увлеченно и радостно читали, играли, лепили, шили, мастерили, проходили онлайн-курсы, вместе занимались домашним хозяйством, развивая различные умения. А сейчас в часть наших занятий включен и третий, младший ребенок.

 

И вот пора идти в школу…

 

Вы думаете, что я задумываюсь о домашнем обучении, раз уж мы всё равно столько всего делаем дома сами? Вы ошибаетесь…

 

Все мои дети страшно ленивы и безалаберны. Пойти и сделать новый проект в онлайн-лаборатории «ГлобалЛаб», потому что есть «натхнение», как говорит моя матушка? Да запросто! Слепить из пластилина робота и построить из лего Стеллосферу из мультика? Да запросто! А вот каждый день решать по страничке даже из самой интересной и яркой тетради… Это уже с боем и скандалом. Если задание в тетради не понято, то попытка убедить ребёнка проговорить задание своими словами и обдумать его упирается в молчаливое и упорное саботирование этого этапа развития мышления. При том что в игре ребёнок рассуждает много и охотно.

Каждый день воевать с ребёнком за выполнение ряда заданий по всем школьным предметам? Натаскивать на контрольную работу, которую все равно придётся сдавать в школе? Да ни за что на свете! Учителю за это деньги платят, пускай он и развлекается. А мы лучше «по натхнению» новый проект запустим, в музей или зоопарк сходим, развивающее кино про космос посмотрим или книжку почитаем.

 

Ну и главный плюс школьного образования, о котором знают все, но почему-то предпочитают игнорировать. Социализация. Причём, как со знаком плюс, так и сугубо негативная, потому что компанию друзей ты себе выберешь по сердцу, а вот рабочий коллектив создаётся по другим запросам, но эффективно взаимодействовать с коллегами придётся, как бы они тебя не бесили. И умение тупо следовать правилам. Да, отступать две клеточки после домашней работы и четыре после классной бессмысленно. Но необходимо. В определённом контексте.

 

Безусловно, в школе есть и большие минусы, самый главный из них это обычная система вранья и имитации бурной деятельности, которая демотивирует ребёнка к выполнению самостоятельных действий, критическому мышлению, ответственному поведению. Но это скорее проблема более старших классов, которая, на мой взгляд, решается семейными отношениями и занятиями. И об этом я подумаю позже.

 

И, конечно, школа — это не то, что дано нам навеки. Не понравится — перейдём в другую. Главное, всегда занимать сторону ребёнка против системы и грамотно использовать ресурсы системы и свои собственные для его блага!

 

 



    Автор: Яна Злочевская, 30 августа 2017 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Педагог, сотрудник международного образовательного сетевого проекта "Глобаллаб". Многодетная мама.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.

    Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?

    История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.