Про подготовку к «настоящей жизни»

Автор  обучающих настольных игр и отец двоих детей Сергей Пархоменко объясняет, почему родителям нужно давать своим детям возможность учиться весело.

Сергей Пархоменко

Сергей Пархоменко

Время от времени мне задают вопрос типа: «Да, понятно, что детям больше нравится недирективный игровой подход, это весело и всё такое, но Вы уверены, что он эффективнее традиционного способа, когда дети с педагогом системно и последовательно прорабатывают программу?»

 

Я не сразу осознал, что не так с этим вопросом, и сначала пытался отвечать «в лоб», прямо как вопрос задан. Мол, смотрите: к примеру, при игре в «Турбосчёт» ребёнок делает столько-то операций в минуту, а на традиционном уроке решает всего столько-то, потому что в игре, за счёт вовлеченности и мотивации, можно достигнуть намного более высокой эффективности.

 

Только спустя некоторое время до меня дошло, в чём подвох этого вопроса. Он подразумевает, что неважно, что там «детям нравится», ведь они – это просто объекты неких педагогических воздействий, и их «нравится» вовсе не имеет отношения к эффективности.

 

Родители часто воспринимают детство как время подготовки к «настоящей жизни», буквально игнорируя тот факт, что их дети уже, вот прямо сейчас, живут! Что все уроки, перемены, кружки, секции, музыкалки, подготовительные и индивидуальные занятия и так далее — это уже прямо сейчас содержание их жизни, то, что наполняет её эмоциями, впечатлениями, отношениями, воспоминаниями, переживаниями. И если им скучно в школе, а школа занимает половину их жизни — значит, половина их жизни скучна.

 

У некоторых детей вообще не остаётся ничего, что бы им нравилось в их жизни: гимназия, музыкалка, бальные танцы, репетиторы в выходные — всё это может быть выбрано вообще без оглядки на желания ребёнка «ради светлого будущего»! Человек, конечно, ко всему привыкает. И дети привыкают, что вся их жизнь — это «надо», это ответственная напряжённая подготовка к какому-то очередному этапу (к поступлению в школу, к соревнованиям, олимпиадам, к ОГЭ, к ЕГЭ, к ВУЗу, к сессиям, к диплому).

 

И вот эффективно выращенный ребёнок, наконец, оправдывает чаяния родителей: получает свой красный диплом, устраивается на хорошую работу по специальности и… только тогда обнаруживает, что что-то не так, что он не оказался в том «светлом будущем», которое стоило бы всех этих усилий. И работа не приносит удовольствия, и что делать дальше — непонятно. Та часть мозга, которая отвечает за «надо», работает у него вполне исправно, а вот та часть, которая могла бы подсказать, что же ему на самом деле нравится делать, что ему нужно сделать, чтобы быть счастливее — уже отмерла за ненадобностью…

 

Раз есть альтернатива, то глупо оправдывать то, что мы прямо сейчас подвергаем детей принуждению, стрессу или перенапряжению, теряем эмоциональный контакт и портим отношения, некими благими намерениями обеспечить им более успешное будущее. Эффективность альтернативного подхода, прежде всего, в том, что он даёт возможность сделать обучение интересным и комфортным, снизить стресс, уменьшить количество конфликтов и переживаний по поводу учёбы — то есть сделать ребёнка более счастливым прямо сейчас.

 

Недирективный игровой подход, действительно, даёт возможность быстрее и лучше осваивать знания и навыки. Но даже если бы он работал медленнее традиционного — то всё равно оно бы того стоило!

 

Источник: Живой журнал Сергея Пархоменко



    Автор: Сергей Пархоменко, 9 декабря 2016 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.

    Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?

    История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.