Слова, слова, слова…

буквыНередко приходится наблюдать такую картину. Очередь к врачу в детской поликлинике. Стайка детишек, которые не знают, чем заняться, а при них – мамы, непрестанно дергающие своих ребят за рукав: не бегай! Не шуми! Сиди спокойно! А разве может ребенок сам по себе сидеть спокойно долгое время? Мамы сердятся, ругаются, иногда и до шлепка дело доходит, а ребенок в следующий раз соглашается идти в поликлинику только за очень большую награду.

 

Я решила для себя эту проблему. В поликлинику мы всегда берем с собой что-нибудь: книжку или пару небольших игрушек. Если же очередь слишком длинная даже для книжки или если ожидание застало нас врасплох – например, наш автобус застрял в пробке – на помощь приходят словесные игры. Для них не нужно никакого инвентаря, они всегда под рукой, в них интересно играть, за игрой можно незаметно скоротать время, а кроме того, они несут ощутимую пользу для развития ребенка.

 

Хочу поделиться своими сокровищами: возможно, это вам пригодится для какой-нибудь очереди, в которую вас угораздит попасть. Некоторые игры придуманы мною целиком или воссозданы на основе полузабытых старых, некоторые остались в памяти со школьных лет, а в некоторые я играю с друзьями и сегодня.

 

Вот что у нас с пятилетним сыном в ходу сейчас.

 

1. «Слова»

Старая, давно всем известная игра: по очереди нужно называть слова, начинающиеся на ту же букву, на какую кончалось предыдущее слово. Арбуззимааисттопор и т. д. Игра расширяет словарный запас (частенько я включаю в игру новые для сына слова, попутно их объясняя), а также знакомит ребенка с основами русской грамматики (называть можно только нарицательные существительные в единственном числе, в форме именительного падежа) и орфографии (называю «сугроб», а сыну приходится придумывать не на «П», как слышится, а на «Б», потому что «сугробы». Для детей постарше есть вариант: называем города. АстраханьНовгородДонецк и т. д.

 

2. «На одну букву»

По сути, это разновидность предыдущей игры, мы используем ее только тогда, когда «Слова» надоедают и хочется разнообразия. На заданную букву по очереди называем слова, тоже нарицательные существительные в единственном числе. Например, на М: медведь, мед, мороз, морковь и т.п.

 

Эта игра тоже позволит расширить словарный запас и продолжить знакомство с орфографией, потому что «огурец» начинается на О, и в ряд буквы А его включать нельзя.

 

3. «Лишнее»

Хит сезона на сегодня. По очереди называем ряд слов (примерно 4-5), в котором одно – лишнее. Например: синий, желтый, большой, красный. Второй игрок должен определить, что лишнее, и объяснить почему: лишнее – «большой», потому что остальные слова обозначают цвет. По ходу игры ряды можно увеличивать и усложнять. Например: В, Г, И, Ж, Ъ. Не так-то просто бывает пятилетнему мальчику добраться до истины: лишнее – Ъ, потому что эта буква не обозначает звука.

 

Такая игра позволяет развивать начала логического мышления, а еще она стимулирует фантазию и в целом работу ума: ряды-то надо изобрести, да еще так, чтоб мама не отгадала!..

 

4. «Я знаю пять»

Имен девочек, названий овощей, марок машин и прочее. По очереди сочиняем ряды однородных предметов. Это тоже полезно для развития логики: объединяем сходные понятия в группу. Кроме того, расширяем багаж знаний и словарный запас.

 

5. У этой игры почему-то нет названия, не сложилось.  В целом это тоже вариант предыдущего. Выбирается одна тема, и по очереди называются слова, относящиеся к ней. Выигрывает тот, кто последним смог вспомнить слово. Например, «Молочное»: называем все, что делается из молока: кефир, запеканка, йогурт, творог и т. п. Или «Птицы»: синица, ласточка, воробей и пр. Сын неизменно побеждает в теме «Марки машин»…

 

6. «Загадки»

Из окружающего пейзажа выбирается название предмета и загадывается: «Начинается на Д, кончается на А. Правильно, дорога!». Тренируем наблюдательность и вспоминаем, что как пишется.

 

7. «Рифмы»

Практически по рецепту Цветика из «Приключений Незнайки»: пакля – рвакля. Можно по очереди придумывать пары рифмующихся слов, можно задавать слово, на которое второй игрок должен придумать рифму. Игра, мне думается, полезная: учит вслушиваться в звучание слов, в их ритмику. Конечно, я не жду от ребенка особого стихотворчества, но некое чувство языка, звучащей речи должно понемножку развиваться.

 

Это основные словесные игры, в которые мы играем сейчас. Но я с нетерпением жду, когда мальчишка дорастет до следующего этапа, более сложного и интересного. И у меня уже готов список игр на будущее.

 

1. «Эрудит»

В эту замечательную игру мы нередко играли всей семьей еще в бытность мою школьницей, и, к счастью, дома сохранился прекрасный набор железных буковок и намагниченное игровое поле с цветными квадратиками. Тем, кто знаком с этой игрой, очень и очень рекомендую к ней вернуться, а новичкам коротко объясню суть. Буквы выкладываются «лицом» вниз, игроки (от двух до четырех человек, можно и больше, но четверо, на мой взгляд, – оптимальный максимум) вслепую набирают себе по семь букв и начинают игру. Цель – составить из имеющегося набора слово, «прицепив» его одной буквой к уже сложенным на поле словам на манер и по правилам кроссворда. Первое слово составляет тот, у которого есть возможность составить из набора самостоятельное слово. Первое слово должно пересекать центральную клеточку игрового поля. Каждая буква «стоит» определенное количество очков. Фишка со звездочкой заменяет любую букву.

slova_01_main

«Эрудит»

Цена букв
А-1 И-1 Р-2 Ш-10
Б-3 Й-2 С-2 Щ-10
В-2 К-2 Т-2 Ъ-10
Г-3 Л-2 У-3 Ы-5
Д-2 М-2 Ф-10 Ь-3
Е-1 Н-1 Х-5 Э-10
Ж-5 О-1 Ц-10 Ю-10
З-5 П-2 Ч-5 Я-3

При попадании на цветное поле стоимость буквы или даже целого слова – в зависимости от цвета поля – удваивается или утраивается.

Цена цветного поля
Зеленый – удвоение цены буквы
Желтый – утроение цены буквы
Синий – удвоение цены слова (букв, установленных ходом игрока)
Красный – утроение цены слова (букв, установленных ходом игрока)

 

Игровое поле

Игровое поле

Выигрывает набравший наибольшее число очков по итогам игры. «Эрудит», как и почти все языковые игры, развивает словарный запас, учит внимательности, продумыванию ходов, тренирует арифметические навыки ребенка. Пожалуй, это единственная игра со словами в сегодняшнем перечне, которая требует специально приобретенного игрового инвентаря, но оно того стоит: такая игра доставит немало удовольствия и поспособствует объединению поколений. Кстати, мне кажется, при желании можно эту игру и из бумаги и картона изготовить вместе с ребенком.

Количество фишек
*-3
А-8 И-6 Р-5 Ш-1
Б-3 Й-2 С-5 Щ-1
В-4 К-5 Т-4 Ъ-1
Г-3 Л-4 У-3 Ы-2
Д-3 М-4 Ф-1 Ь-2
Е-7 Н-5 Х-2 Э-1
Ж-2 О-8 Ц-1 Ю-1
З-2 П-5 Ч-2 Я-2

 

Для следующих игр тоже понадобится специальный инструмент, хотя и не такой сложный, как покупная игра: всего лишь пара листов бумаги (страниц вашего ежедневника) и карандаш или ручка.

 

2. «Виселица»

Тоже игра из моего школьного детства. Полный аналог «Поля чудес»: нужно отгадать задуманное слово. За каждую неправильно названную букву рисуется черточка – элемент схематично изображаемой виселицы, на которой болтается человеческая фигурка. Нужно отгадать слово раньше, чем рисунок будет закончен.

 

3. «Балда»

Игра, на которую ушло немало часов студенческих лекций… В квадрате 5х5 (или 7х7 – для игроков высокого класса) клеточек посередине вписывается слово из пяти (семи) букв. Играют двое, хотя может участвовать и больше народу, но если двое – игра идет динамичнее. Игрок должен вписать в одну из клеточек букву так, чтобы она вместе с уже написанным образовала новое слово. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей. Очки начисляются по количеству букв в получившемся слове. Побеждает набравший максимум по итогам игры.

"Балда"

«Балда»

4. «Слова»

Очень общее название, так мы звали эту игру в школе. Это просто более сложный вариант описанных выше игр «на одну букву». Тетрадная страница расчерчивается на графы: Имя, Город, Фильм, Цветок, любые другие пришедшие в голову темы. Всего от 7 до 10 колонок. Называется буква, на эту букву заполняется горизонтальная строка, например: Павел, Пенза, «Покровские ворота», Пион и т.п. За каждую заполненную ячейку начисляется десять очков, если двое игроков, не сговариваясь, вписали в колонку одно и то же слово – обоим по пять, если игрок ничего не смог придумать – ноль. Играть можно неограниченным числом участников, а еще можно усложнить правила и играть на время.

 

5. «Смешные истории»

В это тоже можно и даже лучше всего играть компанией. Особенной какой-то пользы для развития я здесь не вижу, просто способ поразвлечься и похихикать. Играющим раздаются листки бумаги. Ведущий командует: «Кто!». Игроки изобретают или вспоминают совершенно любого персонажа и вписывают его имя на верх страницы. После этого часть листка загибается так, чтобы не было видно написанного. Затем игроки передают, скажем, по часовой стрелке свои листочки соседям. И следующую команду ведущего «Когда!» реализуют уже в бумажке, которую начал сосед: вечером, зимой, после обеда и т. п. Потом написанное снова скрывается, листочки снова передаются. Ведущий продолжает историю: «Кому», «Что сказал» и т.п. В конце игры бумажки разворачиваются, и получившаяся смешная ерунда зачитывается вслух под общий хохот.

 

6. Игра без названия, в детстве мы с родителями условно звали ее «Метро», потому что играли в нее исключительно там, в метро.

Если ехать далеко, а книжки нет или читать почему-либо неудобно, можно играть так. Из перечня станций на схеме метрополитена выбирается довольно длинное название. Цель игры – назвать как можно больше слов, спрятанных в этой станции. Например, даже в коротеньком названии «Сокол» есть как минимум три слова: сок, кол и око. Очень длинного названия может хватить на всю дорогу…

 

И наконец, хочу рассказать о двух играх, так сказать, уровня высшего пилотажа.

 

1. «Корова», она же «Крокодил»

Игроки (в эту игру лучше всего играется небольшой компанией) разбиваются на две команды. Одна команда загадывает слово (игроки-мастера загадывают даже словосочетания и небольшие предложения) и шепотом сообщает его игроку другой команды. Тот должен объяснить его своим, используя только пантомиму и не говоря ни слова. Если слово длинное, можно разбить его на части, тогда будет несколько пантомим. Положим, слово «слон» продемонстрировать легко, а вот попробуйте изобразить «свободу»! На мой взгляд, тот, кто научился хорошо играть в «Корову», сможет потом объяснить кому угодно что угодно и когда угодно…

 

2. «Ассоциации»

В эту игру нашу студенческую компашку научил играть один из участников популярного некогда «Брэйн-ринга», очень умный юноша. Цель игры – угадать задуманное слово, используя предлагаемые ассоциации. Ход игры таков. Играет обязательно четное число человек, чтобы можно было разбиться на пары. Если игроков, допустим, шесть, то они, садясь играть вокруг стола, образуют пары так, чтобы участники пары сидели друг напротив друга. Если условно пронумеровать игроков, то пары будут составлять номера 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6. Номер первый загадывает слово (например, «лодка») и сообщает его шепотом номерам второму и третьему. То есть в каждой паре один человек задуманное слово знает. Номер второй начинает игру: сообщает своему напарнику, номеру пятому, слово, которое ассоциируется у него с загаданным. Например, «байдарка».

 

Нужно сказать, что ассоциации с разными предметами и понятиями, безусловно, у разных людей могут быть разными, порой весьма возвышенными и заковыристыми. Но задача игрока – не запутать, а наоборот, своими подсказками навести напарника на правильную мысль. Поэтому чаще, конечно, используются ассоциации, связанные с тем или иным тождеством или смежностью понятий. Или же звуковые, что добавляет игре интерес.

 

Если номер пятый слово отгадать не смог, в игру вступает следующая пара: номер третий продолжает объяснять слово своему напарнику, номеру шестому, начиная выстраивать цепочку из ранее названных ассоциаций («байдарка», «дерево») или же вариантов ответов, предложенных отгадывавшим. За каждый ход можно добавить только одно слово, то есть у номера третьего цепочка будет всего из двух слов, а у следующего по очереди «объясняльщика», номера первого, она будет уже из трех слов («байдарка», «дерево», «тетка» – звуковая ассоциация). Выигрывает тур та пара, участники которой смогли: один – толково объяснить, а второй – угадать слово. В следующем туре роли сдвигаются на один номер по часовой, например, стрелке. Теперь слово загадывает номер второй, сообщает его третьему и четвертому, а номер первый теперь в числе отгадывающих. Таким образом, за несколько туров каждый играющий успевает и поиграть с ассоциациями, и попытаться отгадать слово.

 

В игре запрещается использовать однокоренные с загаданным слова. Также можно ввести другие ограничения, чтобы усложнить игру: например, разрешить использовать только нарицательные существительные и т. п. Игра, что понятно, тренирует ассоциативное и логическое мышление, умение работать в паре. Наконец, она просто увлекательная и веселая: стоит посмотреть, как половина игроков старательно изображает шмелиное жужжание, чтобы не услышать случайно загаданного слова в то время, как его сообщают друг другу «объясняльщики».

 

Конечно, до «Ассоциаций» нам с сынишкой еще далеко. Но, как видим, варианты словесных игр есть на любой возраст, от дошкольного и до взрослого. Необязательно, как мне кажется, преследовать развивающие и обучающие цели, начиная играть с детьми в слова. Главное, что эти игры не только помогают скоротать скучное ожидание. Они дают отличную возможность посоревноваться, пообщаться, повеселиться, в конце концов. У нас нет вопросов, что делать, когда под рукой нет игрушек. И я думаю, что любой родитель может придумать еще с полдесятка вариантов словесных игр, помимо описанных мной сначала.

В общем, включайтесь!



    Автор: Юлия Жабыко, 21 мая 2011 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Выпускница филологического факультета МГУ (1999), репетитор по русскому языку для школьников, мама двоих детей.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?

    «Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.

    Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.