Тест с пирамидкой для… родителей

Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».

 

Вообразите, что вы принесли малышу новую игрушку — обычную детскую пирамидку, садитесь рядом и предлагаете поиграть с ней. Пирамидка стоит перед ребёнком, он разглядывает её, но не трогает. Через какое время вы начнёте показывать, как она разбирается? Через одну, пять, десять секунд?

Фото: ellieandabbie.typepad.com

Фото: ellieandabbie.typepad.com

Хорошо, вы показали, как пирамидка разбирается, теперь она лежит разобранная. Малыш взял один диск и надел на палец. Снял с пальца, бросил — и потерял интерес к пирамидке, потянулся к книжке, лежащей поблизости. Ваши действия?

 

Или не потерял интерес, а стал надевать на пальцы и остальные диски. Или попытался надеть диск на пирамидку, но у него не получилось это сделать сразу. Или надел диски на пирамидку, но не соблюдая порядок по размеру. Ваши действия?

 

Большинство родителей вмешиваются сразу же, как только что-то идёт не так, как «положено». Пирамидка принесена — значит, ребёнок должен ей заниматься («стой, гляди, вот так разбирается… нет, погоди, книжка потом, смотри какая пирамидка!») Пирамидка разобрана — значит, ребенок должен надевать диски обратно («давай снимем с пальчика и наденем вот сюда… погоди… вот я тебе помогу, вот так надевается… давай следующий диск…»)

 

Это выглядит примерно как поход в гости к классической «любящей бабушке», которая ставит угощение на стол и пытается скормить его любимым внукам, невзирая ни на что: «А что же это холодец не кушаешь? Давай я тебе положу… И пирожки попробуй, вот хотя бы по одному, вот с капустой, вот с вишней, вот с яблоками…» Все оправдания игнорируются — холодец и пирожки должны быть съедены!

 

Так что же — поставить пирамидку и сидеть молча, ничего не делая? Смотря чего вы хотите добиться. Воспитываем послушного человека, который беспрекословно выполняет указания, даже если не видит в них никакого смысла? Тогда да, нужно пошагово говорить, что он должен делать, добиваясь выполнения.

 

Или хотим, чтобы у него было желание учиться? Чтобы был самостоятельным и умел принимать решения? Выдвигать гипотезы и проверять их? Быть настойчивым в достижении результата? Имел какие-то собственные интересы, был любознательным? Тогда для этого нужно чуть больше «личного пространства».

 

Участие взрослого в игре, конечно же, совсем нелишнее. Во-первых, родителю и ребёнку приятно проводить время вместе, занимаясь общим делом, и это очень важно и нужно для обоих. Во-вторых, взрослый может обогащать процесс игры, участвуя в ней совместно с ребёнком, а не указывая, что делать.

 

Важно, чтобы это участие оставляло ребёнку возможность самому сориентироваться, заинтересоваться, попробовать, ошибиться, придумать способ и т. д. Взрослый может вообще не показывать, что пирамидка разбирается, оставив ребёнку самому дойти до этого, а может, наоборот, пирамидку сразу же разобрать и собрать. Важно, чтобы ребёнок после этого мог захотеть другого, например, положить пирамидку в грузовик и катать его за верёвочку — и никто не оспаривал бы это его право, мол, «смотри, как нужно с ней играть!»

 

 



Автор: Сергей Пархоменко, 18 января 2016 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сергей Пархоменко
Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

"Я хочу подметать!"

— Я хочу подметать! – кричит Вера, вырывая веник у матери, и мама обескуражено уступает. Самое прекрасное в подметании – это пыль, которую можно поднять если не до неба, то до потолку уж во всяком случае!

Свежие статьи

Традиционное семейное авторалли «Батя» пройдет в Москве 3 января 2017 года. Для участия в нем необходимо до 31 декабря заполнить и заявку и прислать ее по адресу [email protected] В день соревнования сбор участников – в 10.00 на Поклонной горе. Финиш организаторы держат в секрете.   Девиз ралли: Семья – это дружный экипаж. Участники – семьи…

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.