Только вперёд, бить обязательно!

foto_02_normal

В детском возрасте человек познаёт мир через игру. В раннем возрасте именно игра ребёнком является основным средством обучения и развития ребёнка. Но и по мере взросления значение игры остаётся весьма значительным.

 

Со временем на смену простым игрушкам приходят более сложные игры, заставляющие ребёнка на полную мощность включать свои интеллектуальные способности и находить решение в усложняющейся ситуации. Родителям важно не упускать возможности помочь ребёнку в освоении мира через игру, а значит, участвовать в игре вместе с ним.

 

Человечество за свою многолетнюю историю изобрело множество игр, в том или ином отношении являющихся маленькой моделью жизненных ситуаций. Среди них я хочу обратить ваше внимание на интеллектуальные игры, в которые играют не только дети, но и взрослые. Прежде всего, это шашки и шахматы. В шашках обращу внимание на следующее: правила просты и легко понятны, цель игры ясна и очевидна, инвентарь дёшев и доступен.

 

Что же такое — шашки?

 

Возникшая в глубокой древности интеллектуальная игра – шашки – стала частью общечеловеческой культуры и одним из наиболее массовых видов спорта. Историками установлено, что шашки, или точнее, очень похожая на них игра, была придумана ещё в древние времена, что засвидетельствовано в виде надписей и рисунков на памятниках Египта, Халдеи, Трои, а также уникальными шашечными досками времен фараонов.

 

Практика войн древности показала, что полководцу нужно не только уметь хорошо расположить свою армию, но и проявить в ходе сражения такие личные качества, как мышление, быстроту реакции, целеустремлённость, внимание, силу воли, решительность. Маленькой моделью сражения стала игра, в которой силы сторон действуют по правилам, одинаковым для обеих сторон и отсутствует элемент везения. Такой игрой и стали шашки. Изобретённые ещё в Древнем Египте, они соответствовали структуре войска того времени, состоявшего в основном из пехоты. Но эта игра не потеряла актуальности и в дальнейшем, несмотря даже на появление на основе шашек новой абстрактной военной игры — шахмат, в которых действуют уже шесть родов войск. Различие целей и методов их достижения сохраняет за обеими этими играми равное право на существование.

 

Нужно отметить увлечение шашками знаменитых полководцев. Наполеон Бонапарт во всех походах не расставался с перламутровой шашечной доской. Он является автором одного из красивейших комбинационных приёмов, которому даже присвоено название «удар Наполеона». Петр Первый не только сам играл, но и широко популяризировал шашки на ассамблеях. Увлекался шашками также А. В. Суворов. Шахматы и шашки в наше время не имеют прикладного значения в военном деле, но привлекают именно тем, что воспитывают и тренируют личностные качества творческого деятеля в любой области.

 

Потребность в соревновании, вероятно, заложена в человеке с рождения. В детском и юношеском возрасте это самая яркая форма самоутверждения. Достаточно в любое дело ввести элемент соревнования, чтобы оно стало интересным и увлекательным. Игра возбуждает желание побеждать, а это вызывает необходимость совершенствоваться. Игра требует также подчинения правилам, которые воспитывают справедливость, честность, уважение к партнеру и его правам.

 

Игровые ситуации с остроконфликтными драматическими моментами мобилизуют все силы играющего. Эта игра не прощает рассеянности, нерешительности и ошибок. Играющего все время подстерегают внезапные осложнения, которые щедро готовит соперник. Характер борьбы приучает не теряться, владеть и управлять собой в любых неожиданных  ситуациях. У ребят, занимающихся шашками, вырабатывается навык самостоятельно принимать решения и в любой жизненной проблеме. Шашки развивают также такие качества, как ответственность за принимаемые решения, способность правильно оценивать сложившуюся ситуацию и последствия своих действий. А для достижения высоких спортивных результатов необходимо проявлять волю, настойчивость, трудолюбие, а также способность стойко переносить неудачи и поражения.

 

Немного о правилах игры

 

На клетчатой чёрно-белой доске в борьбу вступают две армии — белая и чёрная, каждая из которых состоит из двенадцати равных по силе и возможностям воинов — простых шашек. В начале игры они располагаются на первый трёх рядах доски (горизонталях) на чёрных клетках. Передвигаются (ходят) шашки также по чёрным клеткам по диагонали. Ходы делаются по очереди, начинают белые, пропускать ходы нельзя. Простые шашки ходят на соседнюю по диагонали чёрную клетку (поле), причём только вперёд. Поэтому избежать столкновения и схватки соперничающим армиям никак не удастся.

 

01_normal 02_normal 03_normal 04_normal

Если рядом с какой-нибудь шашкой той стороны, чья очередь хода, на соседнем по диагонали поле оказывается шашка соперника, за которой есть свободное поле, то эта шашка перепрыгивает через шашку соперника на следующее за ней поле по диагонали, а шашка соперника снимается с доски (производится взятие). Шашка, снятая с доски называется побитой, а ход, которым она была побита — ударным ходом. Если бьющая шашка в процессе взятия оказалась опять на одной диагонали (той же или пересекающей первоначальное направление движения бьющей шашки) рядом с другой шашкой противника, за которой тоже есть свободное поле, то взятие продолжается дальше, то есть шашка перепрыгивает и через вторую (и третью и т.д.) шашку противника. Взятие шашки соперника, если есть такая возможность, является обязательным и производится как вперёд, так и назад. Если шашка в процессе игры простым ходом или при взятии достигает последней (восьмой, считая от себя) горизонтали, то она превращается в дамку, которая имеет более широкие возможности, чем простая шашка. В официальных соревнованиях дамки обозначаются сдвоенными шашками, то есть поставленными одна на другую. В тренировочных и других неофициальных партиях дамку иногда обозначают просто переворачивая шашку, но у приличных игроков это считается дурным тоном. Дамка может ходить и бить на любое расстояние по диагонали, если в этом направлении нет своих шашек, стоящих на пути; если дамка находится рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеются одно или несколько свободных полей, то она перепрыгивает через эту шашку, совершая взятие, и может остановиться на любом свободном поле за побитой шашкой на той же диагонали. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали (той же или пересекающей первоначальное направление движения дамки) рядом или на расстоянии с шашкой соперника, за которой есть одно или несколько свободных полей, то дамка перепрыгивает через вторую (третью и т.д.) шашку соперника и может занять любое свободное поле на той же диагонали, на которой побита последняя шашка, за этой шашкой.

 

В процессе взятия разрешается несколько раз проходить через одно и то же поле, но запрещается более одного раза перепрыгивать через одну и ту же шашку соперника. Побитые шашки снимаются с доски только после того, как бьющая шашка (дамка) будет поставлена на конечное поле ударного хода. До тех же пор, пока взятие не завершено и шашки с доски не сняты, все правила взятия действуют в полном объёме: в примере на диаграмме дамка чёрных при совершении взятия вынуждена остановиться на поле, помеченном звёздочкой, так как через одну шашку нельзя перепрыгивать более одного раза, а за другой ещё нет свободного поля. Если простая шашка достигнет последнего ряда при взятии и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек соперника на правах дамки, то она обязана тем же ходом продолжать бить шашки соперника, уже как дамка. Если же шашка превращается в дамку не ударным, а простым ходом, то, даже если после этого хода у неё под ударом оказались шашки соперника, право бить их она получает только со следующего хода, если эта возможность сохранится.

 

При наличии нескольких направлений взятия играющий сам выбирает, в какую сторону ему бить шашки соперника, независимо от количества и качества шашек, которые предстоит побить в том и другом случае. Бывает, что побить меньшее количество шашек соперника выгоднее, чем большее, как в примере на диаграмме.

 

foto_03_normalЦелью, к которой стремятся игроки, является уничтожение сил противника или лишение их возможности сделать очередной ход.

 

Но бывают ситуации, в которых эти цели недостижимы. Тогда в партии засчитывается ничья. Например, когда на доске остаётся по дамке у каждой стороны, выигрыш невозможен, если никто не подставит свою дамку под удар соперника.

 

Для того, чтобы можно было записать ходы сыгранной партии, записать и сохранить позицию для последующего анализа, или для записи решения шашечной задачи применяется система, которая называется шашечной нотацией.

 

05_normal

Горизонтали доски пронумерованы со стороны белых от 1 до 8, а вертикальным рядам доски слева направо, если смотреть со стороны белых, присвоены латинские буквенные обозначения от a до h. Каждое поле, располагается на пересечении горизонтали и вертикали, поэтому имеет определённое обозначение, которое состоит из обозначения вертикали и номера горизонтали, на которых это поле находится. Ход шашкой записывается так: указывается поле с которого она сдвинулась и поле, на котором она оказалась после совершённого хода, например, d4-e5. Взятие вместо тире обозначается двоеточием.

 

В официальных соревнованиях для контроля времени на обдумывание используются специальные часы с двумя циферблатами. Если игрок не уложился в отведённое ему время, то ему засчитывается поражение, даже если у него выигрышная позиция.

 

Стратегия и тактика

 

Как уже было сказано выше, целью игры является истребление войска противника. Обычно эта цель достигается постепенным приобретением материального перевеса: выигрышем одной или нескольких шашек или проходом в дамки, а дамка как правило, по силе примерно равна трём простым шашкам. Приобретение материального перевеса происходит обычно не только из-за того, что соперник случайно подставил свою шашку под бой, но чаще в результате проведения каких либо тактических или стратегических операций, примеры которых я хочу показать.

06_normal 07_normal 08_normal 09_normal

1) После 1.d4-e5 f6:d4 2.f6-g5 h6:f4 3.d2-e3 как бы чёрные не били, белые забирают все шашки соперника.

 

2) Ради победы не жаль отдать несколько своих шашек и даже пропустить соперника в дамки: 1.d4-e5 f6:d4  2.a3-b4 a5:c3  3.c1-d2 c3:e1  4.g3-h4 e1:g3 5.h4:h4 с выигрышем.

 

3) Белые первыми проходят в дамки, но выигрывает только один план: 1. c7-b8! f4-e3 (не спасал 1. … f4-g3 2. b8-a7 g3-f2 3. g1:e3 h2-g1 4. e3-d4, и дамка чёрных гибнет.)   2. g1-f2! e3:g1 3. b8-a7, и какой бы ход ни сделала чёрная дамка, белые бьют на g1, лишая последнюю чёрную шашку ходов.

 

4) 1.f2-e3 g3-f2 (вынуждено) 2. h4-g5 f2:d4 3. b4-c5 d4:b6 4. a3-b4. Меньшими силами белые связали превосходящую группировку соперника, и теперь чёрных ждёт гибель. 4. … g7-h6 5. g5-f6 h6-g5 6. f6:h4 h8-g7 7. h4-g5 c7-d6 8. a5:e5 a7-b6 9. g5-h6! b6-a5 10. h6:f8 a5:c3 11. g1-f2! h2-g1 (11. … c3-b2 12. f2-g3 h2:d6 13. f8:c1.) 12. e5-d6 g1:e7 13. f8:e1.

 

А это примеры для самостоятельного решения. Белые начинают и выигрывают.

10_normal 11_normal 12_normal 13_normal

В заключение я хочу показать несколько потрясающих примеров неожиданных и удивительных комбинаций, демонстрирующих безграничные возможности шашек.

14_normal 15_normal 16_normal 17_normal

9) 1. g1-f2 c5:a3 2. c1-d2 a3:c1 3. c3-d4 e5:e1. Глядя на эту позицию, трудно поверить, что окружённые со всех сторон превосходящими силами противника четыре белых шашки смогут оказать хотя бы какое-то сопротивление, но… 4. e3-d4 c1:g5 5. d4-c5 d6:b4 6. g3-h4 e1:g3 7. h4:h4, и чёрные вынуждены отдавать по очереди все свои шашки. Эту комбнацию провёл Н.Пичугин против А.Фёдорова в 1909 году.

 

10) В этой позиции белым удаётся пробить непробиваемую защиту чёрных и провести удар через дамочное поле, закрытое двумя рядами чёрных шашек. 1. g5-f6 e7:g5 2. f2-g3 h2:d6 3. c5:e7 a3:c5 (другие взятия ничего не меняли) 4. e1-f2, и как бы чёрные не били, белые, отдав одну шашку забирают четыре через дамочное поле и выигрывают.

Автор комбинации — москвич Михаил Галкин.

 

11) Кажется, что у белых нет ходов, так как после 1. b2-c3 чёрные проводят комбинацию: 1. … c5-b4 2. a3:c5 c7-b6 и т.д. Но белые опережают противника в применеии тактического приёма! 1. a5-b6 c7:a5 2. g3-f4 e5:e1 3. e3-d4 c5:e3 4. a3-b4 a5:c3 5. b2:f2 e1:g3 6. h2:d6 с несложным выигрышем. Комбинационная идея шестикратного чемпиона СССР Зиновия Цирика.
 
12) Белые поймали соперника на комбинацию: 1. c3-d4 e5:a1 (Не важно, какой шашкой бить, комбинация та же.) 2. g1-h2 a5:c3 3. e1-d2 c3:e1 4. e3-d4 a1:e5 5. g3-h4 e1:g3 6. h2:b8. Белые отрезали шашки чёрных по диагонали b8-h2, и ждут капитуляции. Но тут  последовало 6. … e7-d6  7. b8:h8 (На 7. b8:g7 следует 7. … h6-g5 с выигрышем.) 7. … h6-g5 8. h4:f6 f8-g7 9. f6-e7 d8:f6. Белая дамка заперта и не имеет ходов. Получилось, что комбинация, которую провели белые, привела их к поражению! Этот финал нужно было видеть с самого начала. На эту хитрющюю ловушку поймал своего соперника В.Романова в чемпионате СССР многократный чемпион мира гроссмейстер Исер Куперман.

 

Шашечная секция

Куда пойти учиться?

 

Как уже было сказано, шашки это не просто игра, но и вид спорта, по которому проводятся соревнования вплоть до чемпионатов мира. Чтобы показывать на таких соревнованиях высокие результаты необходимо тренироваться, учиться играть. Лучше это делать под руководством профессионального педагога, тренера. В Москве работают несколько секций, руководят которыми квалифицированные тренеры по шашкам. Однако опыт работы с детьми показывает, что профессиональная спортивная подготовка спортсмена-шашиста должна начинаться не ранее, чем с десятилетнего возраста, так как только после 10 лет у человека начинает работать абстрактное мышление. Бывают, конечно, исключения, но редко. Существует система тестов, позволяющая определить, готов ли ребёнок к поступлению в шашечную школу. Оценка проводится по следующим критериям: память, внимание, ассоциативное мышление, способность к поиску закономерностей, способность выделить главное из огромного массива информации, упорство и сила воли, трудолюбие, уверенность в своих силах, хладнокровие, амбициозность. Это испытание выдержали и несколько ребят моложе 10 лет. Двое из них, возможно, станут спортсменами.

 

Приводим адреса и телефоны, по которым можно получить информацию и записать ребёнка в шашечную секцию.

 
• Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах. Ул. Косыгина, 17. Тел. 939-8112.  Тренер — мастер спорта Полянников Геннадий Григорьевич.

• Занятия проводятся также в школе № 211 (ул. Писцовая, 14а, тел. 285-7655) в районе метро Динамо и в школе № 5 (ул. Сивашская, 2, кор. 1, тел. 316-9072, 113-3930) в Юго-западном округе.

 

• Филиал МГДДЮТ — школа 1061, ул. Молодогвардейская, 19, кор.2. Тел. 417-9229. Тренер — мастер спорта Горбачёв Сергей Николаевич. Занятия проводятся в районе Кунцево Западного административного округа г. Москвы.

 

• Центр детского творчества «Царицыно». Кавказский бульвар, 12, кор. 3, тел. 325 3983. Тренер — мастер спорта Виноградов Борис Леонидович 8-903-5466668. Этот капризный тренер не работает с детьми моложе десяти лет! (Кроме суперталантливых вундеркиндов)

 

• Черкизовский детский парк. Улица Большая Черкизовская, 103-105. тел. 161-5323. Тренер — мастер спорта Курносов Анатолий Николаевич. Запись будет проводиться с 25 августа по 15 сентября, а в июне познакомиться и побеседовать с тренером можно по понедельникам, средам и пятницам с 16-30 до 18-30.  Приглашаются дети от 6 до 18 лет.

 

• Пресненский детский парк, уд. Дружинниковская, 9, тел. 205-4696. Тренер — мастер спорта Полунов Михаил Викторович.

 

• Детский подростковый центр «Восход», ул. Бойцовая, 24, кор. 3. Тренер — гроссмейстер Костионов Иван Михайлович. Занятия проводятся в Юго-Восточном округе г. Москвы в районе Кузьминки. Этот тренер готов тратить время даже на малышей из детского сада.

 



    Автор: Борис Виноградов, 26 мая 2008 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Тренер по шашкам. Член президиума Московской шашечной федерации. Мастер спорта, экс-чемпион СССР.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Думал ли он когда-то, играя и даже создавая сетевые городские игры на популярной международной платформе Encounter, что лет через десять будет придумывать и загружать в хорошо знакомую админку квест для своего сына?

    «Поиграл, убери за собой игрушки!» Но есть игры, которые нельзя каждый вечер разрушать, чтобы на следующий день собирать заново.

    Уже через пять минут начинается: «я устал», «ноги болят», «надо купить леденец», «пошли опять в море», «дай телефон»… Можно, конечно, и, правда, дать телефон, но нужно ли? Для таких случаев мы и придумали эти игры.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.