Три совета от папы: как воспитать образованного человека

Как бы ни ругали то, что было в СССР, образование (во всяком случае, школьное) было на высоте. Но было оно на высоты только для детей, чьи родители вместе с преподавателем участвовали в процессе, а не ждали, когда все сделает школа. Все не делала она тогда – не сделает и сейчас. Большинство наших школ называются «средними», что как будто подчеркивает: базу дают, а дальше – как говорится в известной поговорке про утопающих и их руки. 

obrazovannaya_min

photosight.ru. Фото: Оксана Чернова

Учимся читать правильно

 

О том, что необходимо учить ребенка различным прикладным навыкам, говорится немало. Акценты делаются разные – столярные и слесарные работы, компьютерные программы… Все это здорово, но мы совсем упускаем из вида основное – важно приучить ребенка к книгам.

 

И не просто приучить, но и научить его правильно выбирать. Здесь, как и в любом другом деле, мелочей не бывает. Ведь для каждого возраста существуют свои произведения.

 

Если кто-то считает, что родительский контроль заканчивается галочкой «прочитано», то глубоко ошибается. Вспомните себя – разве не хотелось вам после прочтения увлекательной книги обсудить ее? Поверьте, и вашим детям это будет также интересно, а главное – полезно.

 

У меня две дочки – 17 и 9 лет, и с каждой мы обязательно обсуждаем каждую прочитанную книгу. С младшей иногда получается даже смешно – она начинает пересказывать сюжет, но делает это с неохотой, а потому пропускает интересные моменты. Прерываю и говорю: «А разве там не было того-то и того-то?» Пауза и удивление… «Вот видишь, — объясняю я дальше, — я читал это достаточно давно, но помню. Давай и ты будешь повнимательнее!»

 

В идеале вам необходимо прочитать то, что читает ваш ребенок. Тогда вы будете разговаривать на одном языке. Но и в этом случае может появиться проблема, как у моей старшей дочки — она мыслит «штампами», цитирует мысли учителя и критиков, считая это оптимальным вариантом, но убивая таким образом свое мнение. Это не ее вина, а определенная традиция.

 

Не удивлюсь, если узнаю, что когда-то учительница моей старшей дочери считала четвертый сон Веры Павловны – четвертым бредом (а ну-ка, бати, вспомним автора и название произведения!) и хотела об этом рассказать. Однако не решилась стать «инакомыслящей», потому как, наверное, в то время она уже задумывалась о карьере педагога. И теперь она учит детей сама, подчас забывая о том, что определенные моменты в подаче материала можно и изменить. Педагог останется в школе, а наши с вами дети пойдут дальше, и, кто знает, какое будущее их ждет – может быть, они станут литераторами или психологами, историками или философами, режиссерами или служителями Церкви, а ведь именно там необходимы не только книжные знания, но и умение четко выражать свои мысли. Именно к этому я своих детей и толкаю, заставляя их рассуждать, задавая элементарные вопросы: «как ты думаешь, почему?».

 

Итак, нам необходимо контролировать, что читает ребенок, разговаривать с детьми о прочитанном, подталкивать их к тому, чтобы они выражали собственное мнение.

 

Хорошо, чтобы ребенок завел читательский дневник, в котором будут отражены не только название произведения, автор и главные действующие лица, но и выписаны туда интересные цитаты (мысли автора и героев). Конечно, дети могут сначала противиться этому, но только потому, что будет проявляться их лень – надо потратить лишних 5-10 минут, но они пока не очень понимают, зачем.

 

Контролируйте ребенка и в порыве, чтобы он не читал ночами напролет или не занимал чтением все свое свободное время. Лучшее – враг хорошего! Это я к тому, что любому человеку надо уметь отдыхать. А ребенку – тем более.

 

Участвуем в олимпиадах

 

Все мы помним, как в каждом классе выбирались «лучшие из лучших» по каждому предмету, чтобы представить честь школы на определенном уровне (район, округ, область). И сейчас это есть, только вот много ли наших детей участвует в этом?

 

Конечно, есть еще учителя, готовые идти на многие испытания ради наших детей – честь им за это и хвала! Но есть еще и такие, которые работают только по своим конспектам и дальше них видеть ничего не хотят. А родителям либо не до того, либо деньги за участие в олимпиадах платить не хотят.

 

Да, я ничего не перепутал – именно платить, потому что я сейчас говорю о негосударственных дистанционных олимпиадах. Они проводятся, как правило, по интернету и в последнее время интерес к таким мероприятиям растет.

 

Лично я узнал о них совершенно случайно, когда искал перечень государственных олимпиад для старшей дочки. Но нашел частную. И ни секунды не жалею. В итоге, в олимпиадах стала участвовать и даже занимать первые места моя младшая (3 класс).

 

Набрав в поисковике «дистанционные олимпиады для школьников», вы на первой же странице найдете 3-4 таких мероприятия. Средняя цена за участие – 100-150 рублей (без учета комиссии банка). Участие может быть и групповым, и индивидуальным, а значит, не надо искать компанию в классе, можно подать заявку только со своим ребенком.

 

Обычно олимпиады дают время на подготовку (несколько дней). Единственный, на мой взгляд, минус такой формы соревнований – дети могут пользоваться интернетом (их же никто не контролирует). Хотя нет худа без добра – когда бы еще дети полезли во всемирную паутину не для развлечения, а для дела?

 

Каждый месяц моя дочь отвечает на вопросы трех-пяти таких состязаний. Дома есть договоренность о том, что ответы на вопросы она пишет без интернета. Если возникает трудность, вопросы мы разбираем, в том числе и с помощью «паутины», но только после того как задания уже отправлены. Пусть мы не займем первого места, зато мы честны перед собой! Это сильнее любых наград.

 

Кстати, даже за участие в таких олимпиадах полагается как минимум «сертификат участника». А если знаний будет больше, то и диплом. Так или иначе, семейное портфолио пополнится в любом случае. Кстати, наградные бумаги выдаются не только на ученика, но и на тех, кто его подготовил – учителя или родителя.

 

Вполне возможно, что педагоги ваших детей достаточно «продвинуты» и уже принимают участие в подобных олимпиадах. В некоторых, но не во всех. Не поленитесь, уточните у педагога – в каких именно состязаниях участвует класс вашего ребенка и знает ли педагог о тех олимпиадах, которые найдете и предложите вы?

 

Выбираем дополнительные занятия

 

Спорт, музыка, живопись, танцы – все это дает колоссальное развитие ребенку! Надо лишь определиться, чего он хочет сам.

 

Я помню, прежде чем отдать младшую дочь в музыкальную школу, мы долго с ней уточняли, на каком инструменте она хочет играть. Выбор был между скрипкой и саксофоном. Так совпало, что в мае музыкалку заканчивала наша старшая дочка, а осенью туда же должна была пойти и младшая. Так вот, на выпускном вечере мы спрашиваем у Ирины:

 

— Ну, какой инструмент?

 

— Скрипка, — уверенно отвечает она.

 

Мы подошли к преподавателю по скрипке, поговорили, все решили. Через месяц состоялся прием документов:

 

— Я передумала, — заявляет нам Ирина, — хочу все-таки на саксофоне.

 

Извиняемся перед преподавателем, подаем документы на другую специальность. Я уже начинаю искать блок-флейту (дело в том, что сразу на саксофоне никого не учат, сначала дети обучаются на блок-флейте, а потом уже переходят на сакс). Удалось найти недорогую и очень хорошую, уже договорились с продавцом, но Ирина вновь «окончательно решила», что будет учиться на скрипке. Тут уже «закипел» я, но она пообещала, что это твердое решение. Пока вроде бы его не меняет. Уже 2 года.

 

Мне бы хотелось и отцам мальчишек посоветовать не давить на детей при выборе занятия. Если в ребенке обнаружились задатки музыканта, художника или танцора, то не надо уговаривать его пойти в спортзал. Пусть реализуются там, где ему по душе. А заняться спортом «для себя», без стремления к рекордам можно в любое время, и этот вариант, согласитесь, для здоровья более приемлемый. В конце концов, вспомните русских офицеров 18-19 вв. Сколько языков они знали, как они могли вальсировать, как пели или слагали стихи, при этом оставаясь сильными и мужественными!

 

Не решайте за ребенка, куда ему надо записаться или поступить. При всей вашей любви к боксу, надо уметь услышать, что, возможно, звуки скрипки вашему мальчику ближе. Пусть не дано ему стать вторым Поветкиным, но ведь он может быть вторым Спиваковым.

 

Главное – не отбейте своим желанием его желания!



Автор: Илья Безродных, 16 марта 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Илья Безродных
По образованию - учитель русского языка и литературы. Работает в маркетинге. Бизнесмен. Отец двоих дочерей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
«Взрослый – прав, сиди и не отсвечивай!»

17-летние подростки очень хотят изменить мир, но их сочинения на свободную тему — это смесь средневековых проповедей про нравственность, идеологических штампов и неуклюжих попыток быть оригинальными и вывести преподавателя из себя.

О чем волнуются отцы школьников?

Конкуренция, «правильное» воспитание, тяжелый портфель – о чем еще волнуются отцы школьников?

Свежие статьи
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.

Мужчина и его остров

Несколько слов о мужском внесемейном досуге.