Узнать Христа

– Ванечка, вставай, нам пора в храм! – Ваня честно пытается протереть глаза, но в результате переворачивается на другой бок и снова начинает посапывать носом.

 

– Ваня, мы опоздаем! – мама приходит в ужас, обнаружив спустя десять минут, что сын всё в том же состоянии.

 

– Ваня, сегодня же воскресенье! Скорее! Мы должны быть на службе!

 

Наконец Ваня, сделав над собой немалое усилие (еще бы – после целой учебной недели!) встает. Да, мама права, нужно отправляться в храм.

photosight.ru. Фото: Андрей Ковтун

photosight.ru. Фото: Андрей Ковтун

Но, как сказал поэт, года не смеют погодить: пройдет время – и Ваня скажет родителям: «А зачем нужно ходить в храм?» И если родители – люди мудрые, они постараются честно объяснить сыну (или дочери), как они это понимают сами; может быть, они даже порекомендуют ему какие-то книги. А если папа-мама – люди недалёкие, то вряд ли Ваня или Маша дождутся от них чего-либо кроме упрёков: «Ах ты, неблагодарный! Больно умный стал! Сказано, надо – значит, надо! Нечего рассуждать!» – и так далее, и тому подобное.

 

А между тем это вполне законный вопрос, и в нем нет никакой крамолы. Многих из нас крестили в детстве, в младенчестве, не спросив нашего мнения и согласия. Но человек вырастает – и рано или поздно он всё равно оказывается перед выбором, рано или поздно он неизбежно начинает задавать вопросы – себе, родителям, Богу.

 

Так почему же и зачем мы ходим в храм? И – шире – зачем нам быть православными?

 

Начать, наверное, надо с того, что мы не просто православные: мы – православные христиане. А христиане – это последователи Христа, Христовы ученики. То есть это такие люди, которые учатся у Христа, слушают Его, вникают в Его учение, стараются понять и познать Его самого. Здесь кто-нибудь возразит: но ведь Христос жил две тысячи лет назад – как же мы теперь можем у Него учиться? И всё-таки это возможно.

 

Прежде всего, мы можем читать Евангелие – книгу (точнее, четыре книги), где рассказывается о Христе: как Он родился, как Он принял крещение от Иоанна, а затем ходил по Палестине, проповедовал, исцелял, воскрешал, в конце концов был пригвожден ко кресту, умер – и воскрес. Из Евангелия мы узнаём, как Христос поступал в той или иной ситуации, как Он общался с мужчинами и женщинами, с соотечественниками и с иностранцами, со сборщиками налогов и с хранителями традиционных ценностей.

 

Читая эту книгу, мы также можем понять, какими хотел бы нас видеть наш Учитель: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорит Христос, – если будете иметь любовь между собою».

 

Христос также хочет, чтобы мы молились не только поодиночке, но и вместе: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

 

Многие помнят, что во время последней праздничной трапезы с учениками (эту трапезу называют Тайной вечерей) Христос разломил хлеб, раздал своим ученикам и сказал: «Возьмите, ешьте, это Мое Тело»; затем взял чашу с вином и после молитвы сказал: «Пейте из нее все: это Кровь Моя, за многих проливаемая во оставление грехов». И мы исполняем это повеление Спасителя: мы собираемся вместе для молитвы – и причащаемся, приобщаемся Тела и Крови Христа, благодаря Небесного Отца за наше спасение через Сына.

 

Помимо чтения Евангелия, мы можем посмотреть друг на друга – и чему-то друг от друга научиться. Христос – Сын Божий, но и каждый человек – образ Божий. Более того: в рассказе о Суде (прочтите его в 25-й главе Евангелия от Матфея) Господь Иисус Христос приравнивает людей, нуждающихся в нашем участии, к самому Себе: «Если вы помогли им, – говорит Он, – то помогли и Мне». Можно сказать, что каждый человек по отношению к другому – это Христос. И если мы хотим быть учениками, достойными своего Учителя, нам следует к каждому человеку, встречающемуся нам на жизненном пути, относиться с уважением и вниманием, любовью и благодарностью: ведь мы встретили не кого-нибудь, а Христа. Да, конечно, каждый человек заражен грехом, помрачен им – но всё же луч божественного света нет-нет, да и прорвётся сквозь все препятствия.

 

Всё это хорошо, скажут читатели, но всё-таки нам порой кажется, что Христос далёк от нас. Да, правда, так чувствуют многие из нас – и не так уж редко. Но только не в дни Страстной недели. Эти дни – самые важные в году, события этих дней – важнейшие в мировой истории. Бог, ставший человеком, добровольно идет на смерть. Не убивает всех плохих парней, а умирает сам – умирает за нас и из-за нас. А ведь Христос – даже просто как человек – мог собрать огромную толпу мятежников и направить ее против кого угодно – против первосвященников, против Ирода, против Римского императора. А будучи Богом, Иисус мог разметать в стороны всех Своих обидчиков, Он мог погасить Солнце, мог уничтожить весь этот мир – и создать новый, где не было бы ни Рима, ни Иерусалима, ни Иуды, ни Пилата. Однако ничего такого Он не делает. Он запрещает Петру применять оружие; Он терпит пытки и издевательства; Он оказывается повешенным на кресте между двух преступников, в то время как третьего просто отпускают. Он терпит страшную боль – и не только физическую, но и душевную, духовную: Ему кажется, что Небесный Отец оставил Его. И в конце концов Он умирает, сказав перед этим: «Совершилось!»

 

И если в другие дни нам, быть может, бывает недосуг прийти в храм, то на Страстной седмице и дома, и в церкви, и всякую свободную минуту мы должны помнить о Христе, о нашем Учителе, мы должны мысленно находиться рядом с Ним, всматриваться в Него, вслушиваться в Его слова: ведь сейчас Он страдает, сейчас Он умирает за нас, чтобы сделать нас свободными и чтобы Своим примером научить нас любви.

photosight.ru. Фото: Yury I.co

photosight.ru. Фото: Yury I.co

А умерев, Христос на третий день воскреснет – и даст жизнь каждому уверовавшему в Него.

 

 



Автор: Свящ.Федор Людоговский, 8 апреля 2015 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свящ.Федор Людоговский
Священник, научный работник, публицист. Кандидат филологических наук. Сотрудник Института славяноведения РАН. Интересуется гимнографией, генеалогией, краеведением. Женат, воспитывает сына и троих дочерей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Владимир Лучанинов. Научить ребенка верить – как?

Главный редактор православного издательства «Никея» Владимир Лучанинов о детях в храме, о православном воспитании и своих пяти дочках.

Что такое Пасхальная радость? Священник Петр Боев

Что делать, чтобы донести до людей нецерковных, но Пасху празднующих, духовный смысл Праздника? Как самим не растерять Пасхальную радость? Как быть, если «Пасха прошла мимо»?

С нами Бог!

Егорка увлеченно рассказывал папе о том, как ему понравилось в алтаре, какая сегодня торжественная служба, и как он рад тому, что стал теперь совсем большим. Папа, улыбаясь, слушал сына и смотрел на звёздное небо. Вдруг что-то необычное полностью привлекло его внимание. Он остановился и потрепал Егорку за рукав: – Смотри, смотри скорее, ты что-нибудь видишь?

Свежие статьи
Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.

Мужчина и его остров

Несколько слов о мужском внесемейном досуге.