В гостях у сказки. Буратино. Завести ребёнка «для себя»

Едет автобус, полный буратин. Вдруг водитель резко тормозит, буратины теряют равновесие, падают друг на друга. А один из них кричит водителю: «Эй, мужик, аккуратнее! Не дрова везёшь!»
(анекдот)

 

Дорогие повзрослевшие ребята, как часто вы вспоминаете сказки, которые читали в детстве? Нет, не просто идентифицируете сказочных героев, изображённых на упаковках пищевых продуктов или, например, рекламных плакатах, не просто механически читаете сказки детям, а серьёзно задумываетесь о сюжетах сказок? Ну, так или иначе, нам здесь есть, что вспомнить и о чём поговорить. Ведь порой в сказке оказывается столько намёков и уроков, что её уже и ложью запросто не назовёшь. За увлекательной, но лёгкой занавеской художественного вымысла почти не скрывается такая правда жизни, что в этом отношении сказки оставляют далеко позади самый прямолинейный реализм. И сказка оказывается поводом и способом честно взглянуть на самих себя и на тот мир, в котором нам довелось жить.

 

Пожалуй, начнём мы со знаменитой в России сказки Алексея Толстого «Буратино». Да, не забудем про то, что эта сказка написана по мотивам сказки Карло Коллоди «Пиноккио». Но, во-первых, развитие сюжетов в «Буратино» и «Пиноккио» столь разнится, что их можно считать двумя самостоятельными произведениями, во-вторых, в наших размышлениях мы оттолкнёмся от того общего, что есть в этих сказках, но «Буратино» нам как-то ближе, потому обращаться будем именно к этой истории про деревянного человечка.

 В гостях у сказки. Выпуск 1. Буратино. Завести ребёнка «для себя»

А история начинается с того, что шарманщик Карло решает сделать деревянную куклу, чтобы с её помощью поправить своё материальное положение. Появившийся в результате манипуляций с поленом дендрогоминоид оказался с норовом, и повёл себя совсем не так, как ожидал Карло… В книге всё кончилось хорошо. В обыденности же нашей далеко не всегда выходит хорошо, когда кто-то решает завести ребёнка «для себя».

 

Обратимся к другому, уже не сказочному художественному произведению – фильму Эльдара Рязанова «Гараж». Помните героиню Лии Ахеджаковой? Как понятно из контекста фильма, у этой женщины проблемы с созданием нормальной семьи, и вот она решает скрасить своё одиночество ребёнком. Нет, она не усыновляет сироту, ей непременно нужно биологическое продолжение самой себя. И она использует какого-то мужчину для того, чтобы зачать ребёнка, рожает… И судя опять-таки по контексту фильма, мужчина остался анонимен даже для ребёнка. Мы не знаем подробностей, вполне могло быть так, что используемый подобным образом мужчина сам поставил условие: «Хочешь завести ребёнка, помогу, но чтобы потом эта проблема меня больше не касалась». Что бы он ни решил, это остаётся на его совести, но в данном случае мы говорим об ответственности инициатора такого альянса – женщины.

 

В фильме она показана чуть ли не подвижницей, символизирует независимость мыслей и поступков, обличает ханжей. Режиссёр призывает нас не просто сочувствовать ей, а восторгаться её смелостью. Её девиз: «Захочу – и ещё одного также рожу!» Если бы нам показали, что человек просто сорвался, не выдержал одиночества и лучшего способа покончить с одиночеством не нашёл, а теперь вот кается – это одно. Но кого мы видим? Этакую «маму Карло», которая завела «куклу» и гордится этим. Не «так уж сложилось», а «имею право!». И ведь в современном мире это явление стало если не частым, то вполне уже считается нормальным. Тогда как единственная норма здесь – это когда у ребёнка есть отец и мать, состоящие в законном браке.

 

Кадр из кинофильма "Гараж"

Кадр из кинофильма «Гараж»

Понятно, что родитель может остаться один на один со своим ребёнком по независящим от него причинам, как то физическая кончина другого родителя или его отказ участвовать в воспитании ребёнка. Но родитель-«Карло» сознательно обрекает на патологическую ситуацию ещё даже не зачатого ребёнка. Родитель сознательно и заранее отбирает у ребёнка часть нормальной жизни просто ради собственного удобства. А современное общество эту ситуацию принимает. Мужчине, конечно, сложнее завести ребёнка «для себя» в силу биологических и всё ещё действующих социальных факторов. Но в наш век высоких технологий для мужчин есть суррогатное материнство. Только деньги плати. И надо сказать, что многие наши сограждане именно к суррогатному материнству относятся вполне лояльно. Итак, выстраивается весьма очевидная логическая цепочка: легитимизация рождения одинокой женщиной «ребёнка для себя», легитимизация суррогатного материнства, а далее? Ну да, легитимизация усыновления детей однополыми парами.

 

Кто-то скажет: «А что такого? Лишь бы ребёнок был счастлив!» Но о счастье у каждого своё представление. Светский гуманизм предлагает нам считать, что все эти представления равны – выбирай, какое понравится. Люди верующие с таким подходом согласиться не могут – верующему человеку не всё равно. А у ребёнка не сформированы критерии, при помощи которых он может выбирать.

 

Да, если его воспитатель будет с ним ласков, будет заботиться о его здоровье и комфорте, не будет унижать его морально и физически, то ребёнок не будет чувствовать себя плохо. Но это вовсе не значит, что ему на самом деле хорошо.

 

Представьте себе финансово состоятельного наркомана – у него нет проблем с добычей очередной дозы, и он может существовать по-своему комфортно многие годы, даже десятки лет. Понимаю, что и тут найдутся те, которые скажут: «Ну и что?» Но в основе воспитания человеческой личности не должен стоять принцип «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Напротив, в жизни есть много ситуаций, когда если человек не плачет, то это тревожный сигнал. Ведь и в молитвах мы, христиане, часто просим у Бога, чтобы Он даровал нам покаянные слёзы, избавил нас от окамененного нечувствия. А воспитание земным комфортом – это воспитание «квалифицированного потребителя».

 

Отношение к человеку как к кукле — это объективация. И человек, сознательно ставший родителем-одиночкой потому, что ему так удобней, — это всё-таки частный случай. На самом же деле во многих полных и внешне благополучных семьях дети — объекты. По сути всегда, когда общение родителя с ребёнком — это не диалог с равным, только менее опытным и более немощным существом, а реализация инстинкта или предпочтительной социальной роли («я нормальный член общества, и у меня есть дети»), ребёнок объективируется.

 

Когда мы говорим ребёнку, что он должен понять и принять некоторые правила, чтобы вписаться в общество, мы заботимся о его социализации, когда мы передаём ему наше мировоззрение, мы заботимся о его душе, а вот когда мы говорим ребёнку, что он что-то должен лично нам… «Одень эту шапку потому, что так больше нравится мне…», «Не важно, что тебе нравится живопись, ты поступишь в медицинский институт потому, что я всегда мечтал, чтоб мой отпрыск был врачом…» (или: «…потому, что такова наша семейная традиция»), «Женись/выходи замуж потому, что ты должен продолжить наш род…» Всё это варианты объективации. Человек становится для нас вещью, инструментом для удовлетворения наших мечтаний.

photosight.ru. Фото: Дмитрий Ашаев

photosight.ru. Фото: Дмитрий Ашаев

Впрочем, это ведь совсем не новое явление, корнями оно уходит в глубокую древность. Отношение к браку прежде всего как к способу продолжения рода было характерно для языческих культур. Характерно оно и для Ветхого Завета. Христианство принесло понятие о брачном союзе мужчины и женщины как о малой церкви. И церковь эта не перестаёт быть церковью, если муж и жена почему-либо не могут зачать ребёнка. Если же в этой малой церкви дети всё-таки появляются (свои биологические или приёмные — не важно), они прежде всего становятся членами этой церкви и воспитываются они в первую очередь, как дети Отца Небесного, а уж потом как дети конкретных двоих людей. Отношения же между членами церкви должны быть построены на любви, а значит, они не могут быть субъектно-объектными.

 

Должны-то должны, но человек грешен. На протяжении всей истории после первого пришествия Господа Иисуса Христа языческие и ветхозаветные представления то и дело проникали в сознание христиан. А отказ от христианского мировоззрения неизбежно возвращает человека к язычеству. Современное светское общество — по сути языческое (неудивительно, что в нём так силён интерес к древним культам). А языческие семьи можно назвать мини-фабриками по производству кукол. Наш мир полон буратин, капризных, а часто и социально опасных. Но чем ближе сознание человека к христианскому, тем более он склонен относиться к своему ребёнку как к личности, а не как к выстроганной из полена высокофункциональной вещи.

 

 



    Автор: Игорь Лунев, 16 января 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.