Ошибка кота Леопольда

Не устаю удивляться, какими порой простыми оказываются решения вроде бы очень запутанных ситуаций. Внезапно приходит банальная, понятная даже маленькому ребёнку фраза, и она объясняет, а то и вовсе снимает проблему. У этих фраз есть одна особенность – они основаны не на псевдонаучных построениях, а на элементарном здравом смысле. И когда кто-то произносит такую фразу, его задача – не копаться годами в бесчисленных нюансах, а быстро разрешить проблему, чтобы тот, кому фраза говорится, жил здесь и сейчас, а не тонул в ненужной, доведённой до абсурда рефлексии.

 

Едва ли мультипликационный сериал про кота Леопольда стал бы таким популярным, если бы не отвечал чаяниям многих людей разного возраста. «Ребята, давайте жить дружно!» Это ответ на многие и многие вопросы, задаваемые людьми, то и дело впутывающимися в сложные взаимоотношения. И если вам этот ответ не по нраву, задайтесь вопросом: а, может быть, сложность ваших взаимоотношений с окружающими вас индивидуумами просто льстит вашему самолюбию?

kot_leo_0

photosight.ru. Фото: Михаил Бушков

 

Недавно мой старый друг, человек умный и образованный, сказал, что сложные отношения интересовали его в подростковом возрасте, а сейчас он хочет любить простую и понятную ему женщину, дружить с простыми и понятными ему людьми. А священник, у которого я регулярно исповедовался в течение нескольких лет, в беседе о семье сказал, что одна из основ близких отношений – предсказуемость. Всё это к чему: наша жизнь такова, что без проблем её не прожить – так надо ли создавать их искусственно? А если они всё-таки появились, надо их решать или снимать, но не впадать от них в мазохистскую зависимость.

 

Это хорошо понимали люди ещё лет 100 назад. По мере размывания традиционного воспитания такое осознание даётся людям гораздо труднее. Что же касается мультфильмов про кота Леопольда, то они сделаны людьми, воспитанными в современной среде — не так уж важно в данном случае, что это была именно советская среда, важно, что эта среда, где самовыражение становится важнее мирного состояния души. И потому терроризируемый наглыми мышами кот Леопольд, несмотря на в целом здравую жизненную позицию, всё-таки совершает ошибки, очень для нас характерные.

 

Самый первый мультфильм из знаменитой серии — «Месть кота Леопольда» — вышел на экраны в 1975-м году. Кот Леопольд, миролюбивый и психически уравновешенный, живёт в старинном (судя по представленной мультипликаторами архитектуре), а значит, небольшом городке. В этом же городке живут двое мышей, которых, похоже, особенно раздражает психическая уравновешенность Леопольда. Итак, мы видим сравнительно небольшое сообщество, двое из членов которого являются провокаторами.

 

Кто такие бытовые провокаторы? Как правило, это дурно воспитанные, истеричные натуры, пытающиеся искусственно наэлектризовать обстановку вокруг себя и завести окружающих. Провокатора можно и нужно до поры до времени не замечать (моя бабушка, когда меня в детстве дразнили, успокаивала меня так: «Не реагируй – и не будут дразнить»). В крайнем же случае, когда действия провокатора начинают представлять для вас реальную угрозу, его приходится достаточно жёстко осаживать. Но ни в коем случае нельзя вовлекаться в его эмоции, ввязываться в его истерику.

 

Веками здравый смысл подсказывал людям именно такое поведение. Однако нынешние провокаторы как бы грамотные: они смотрели психологические триллеры и телевизионные ток-шоу, они читали статьи о проблемах человеческого общения, посещали психологов и увлекались астрологией – кто во что горазд. В головах у них коктейли из обрывков различных теорий и практик. И они с упоением жонглируют вырванными из контекстов чужими мыслями, выражая свои сиюминутные настроения и провоцируя – стремясь «зацепить» собеседника.

 

Многие современные провокаторы уверенно оправдывают своё поведение своими детскими или подростковыми психотравмами и почему-то считают, что расплачиваться за эти психотравмы и разбираться в них должен всякий случайный встречный. А уж если кого угораздило вступить с провокатором в мало-мальски близкие отношения, то на этого человека провокатор навешивает чуть ли ни прямую ответственность за все свои внутренние нестроения. И да, современному провокатору чаще всего не стыдно за свои истерики – он ведь просто выражает свои чувства, не более того. Критиковать его поведение якобы нельзя – это значит, понизить его самооценку, нанести ему ещё одну душевную травму.

 

По этой же причине якобы нельзя намекать ему, что в большинстве своих проблем виноват он сам – хотя именно так и есть. Провокатор то и дело жалуется на то, что у него не складываются отношения с людьми, ни в любви ему не везёт, ни в дружбе. Не понимает он, бедный, простого совета: «Будешь плохо себя вести – никто с тобой дружить не будет». Напротив, часто он, реагируя на подобную мысль, начинает мучить ближних ещё и попытками манипулирования: «Ага, значит, вы готовы меня любить, только если я хороший, гады, потребители…» И как водится, к себе и к тому, как любит он сам, претензий нет. Или эти претензии не озвучиваются – дескать, «мои претензии к самому себе – моё личное дело».

 

Игнорировать выходки провокатора тоже якобы нельзя – с некоторых пор игнорирование тоже считается проявлением насилия. То есть нормальные представления о жизни могут переворачиваться провокаторами «с ног на голову».

 

Вернёмся к коту Леопольду. Он живёт своей жизнью, никого не трогает. Но мыши методично его донимают, пытаясь не просто навредить ему, а ещё и вызвать у него болезненную реакцию. Вдобавок к своим мелким пакостям они ещё и кричат коту, пытаясь взять его «на слабо»: «Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!» Это ещё одна особенность провокаторов – людей, которые хотят просто тихо отстраниться от них, не будучи в состоянии как-то им помочь, они могут упрекать в трусости.

 

Кот терпит мужественно – он добрый. В итоге мыши совсем уж наглеют, пакости из мелких становятся крупными… Вот уже затерроризированный кот лежит на тротуаре с завязанными бантиком усами и ушибами, а также с последствиями нервного стресса. На помощь ему приходит пёс-врач. И тут кот Леопольд совершает серьёзную ошибку – он пытается получить от врача не только медицинскую помощь, но ещё и совет, как дальше быть.

 

Сколько нас таких, готовых решать свои мировоззренческие проблемы при помощи массажа, диет, дыхательных техник, а также… ну да, например, постсоветской психиатрии с её пристрастием к медикаментозному лечению душевных болезней или же столь популярных сегодня всевозможных шарлатанских тренингов. На самом деле вот это бегство от духовных и душевных проблем в медицину и псевдонауку – прежде всего боязнь постановки прямых вопросов, боязнь покаяния, то есть изменения ума. Человеку выгодно быть несчастным и зависимым от внешних обстоятельств. Это роднит и провокаторов, и провоцируемых.

 

Кот Леопольд обратился к доктору – доктор и помог ему, как знал и умел, то есть дал таблетку. При этом доктор упрекнул Леопольда за его излишнюю доброту – так и современная житейская псевдомудрость, неизбежно деградировавшая в секулярном обществе до уровня примитивного язычества, утверждает, что добро якобы может быть «излишним». «Вам надо рассердиться!» — советует доктор-пёс.

 

Вспоминаются популярные ныне рассуждения о том, что эмоции вредно сдерживать, что надо давать выход даже дурным эмоциям, о том, что вежливость и такт – это признаки нечестности. Хорошее объявляется плохим, да ещё и аргументы находятся. О том, что эмоциональная распущенность и отсутствие дисциплины способны довести человека до безумия, как-то не упоминается.

 

И доктор даёт Леопольду таблетку под названием «озверин». Страшно подумать, каков может быть химический состав этой таблетки, однако после её поглощения добрый кот Леопольд превращается в монстра, который идёт и крушит всё, что попадается ему на пути, устраивает взбучку мышам, и вот они, трепеща, просят прощения… Кстати, доктор этот ничем не лучше какого-нибудь гопника, советующего замученному сварливой женой мужу «дать ей промеж рогов».

leopold.mest_.kota_.leopolda

Наивно полагать, что вспышкой гнева можно раз и навсегда урезонить провокатора. Да, если он реально довёл ближнего до белого каления, он может и испугаться, в страхе же может и прощения попросить. Но дело своё он сделал – ближнего спровоцировал, вовлёк ближнего в свою истерику, нашёл у ближнего слабое место. И может пройти не так уж много времени, как провокатор снова начнёт этого ближнего провоцировать, уже со знанием дела. А ближний может привыкнуть срываться… Так вместо одного истерика мы получаем двух.

 

Да, кстати, современный провокатор в случае срыва провоцируемого может уже и не просить у того прощения – у него есть модная тема домашнего насилия. Скажу сразу: домашнее насилие – реальная проблема, и отнюдь не напрасно общество обращает на неё внимание. Только беда в том, что провокатор использует в том числе и реальные проблемы, извращая их суть, но вовсе не помогая их решению. Тут уже вопрос увлечений: кто-то увлекается психологией, кто-то политикой… Надо сказать, что «делание из мухи слона» — тоже излюбленное занятие провокаторов. Например, если собеседник чуть повышает тон, давая понять, что ему не нравится поведение провокатора, тот может заявить: «Не смей на меня орать!»

 

А «озверин» оказывается препаратом, вызывающим привыкание, хотя и не с первого раза.

 

Коту Леопольду повезло – его отпустило, и он снова подобрел. Судя по следующим мультфильмам из этой серии, больше этот препарат он не принимал – умный кот. Как и следовало ожидать, мыши не угомонились, и продолжали его провоцировать, однако, даже давая им отпор, Леопольд вёл себя с тех пор гораздо спокойней. И никогда не забывал напоследок увещевать: «Ребята, давайте жить дружно!»

 

Последуем же этому доброму совету.



    Автор: Игорь Лунев, 15 июля 2014 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?

    Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?

    Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.