Читайте также:
Здравствуйте, ребята, повзрослевшие – кто как смог. Я вновь приглашаю вас в сказку. Надеюсь, эта сказка всем вам хорошо знакома, именно поэтому нам с вами сегодня и есть, о чём поговорить. «Сказку о рыбаке и рыбке» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1833-м году, а основой её послужила сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Наш великий русский поэт не только облёк сюжет в почти песенную форму, но изменил его, сгладив «острые углы», — у братьев Гримм финал куда более жёсткий уже хотя бы потому, что в конце жена рыбака хочет стать не какой-то там владычицей морской, а самим Господом Богом. А нам хорошо известно, с кем ассоциируется желающий занять это место.
Итак, сегодня мы с вами поразмышляем над историей старого рыбака, поймавшего чудесную исполняющую желания золотую рыбку, и его жены, из-за жадности которой супружеская чета потерла все дары, от рыбки полученные. Мораль этой сказки можно выразить двумя словами: «Не зарывайся». Но в нюансах сюжета можно увидеть множество совсем не сказочных, а вполне реальных проблем, характерных и для нашего современного общества. Рискну даже предположить, что для современного человека эта сказка особенно актуальна именно за счёт нюансов.
Сказка начинается: старик и старуха живут в лачуге неподалёку от моря. Старик идёт ловить рыбу… Кто перед нами? А перед нами честный труженик – он просто делает из года в год своё дело, а уж какой оно приносит доход, другой вопрос. Хорошие времена, плохие времена… Сам по себе этот подход непопулярен в век капиталистических отношений – нас приучают к тому, что надо постоянно стремиться к улучшению своего материального состояния, развивать бизнес. Такие принципы, как «это моё дело, и я его делаю» и «не надо больше – мне и так хватает» кажутся современным менеджерам признаками отсталости. Тогда как традиционному сознанию настрой только на бытовые перемены представляется чем-то подозрительным – земные заботы не должны быть в приоритете перед духовными. Да и вообще нормальный человек соглашается на серьезные перемены в быту только в крайних случаях… Но те из нас, кто пережил 90-е годы прошлого века в России, могли привыкнуть к ощущению, что рабочий, учитель, врач, продолжающие честно делать свою работу, невзирая на мизерные зарплаты (которые ещё и не всегда выплачиваются) – просто неудачники, «лузеры». Тогда как на самом деле они в чём-то даже герои. (Кстати, кто-нибудь задумывался о том, сколько людей под давлением обстоятельств в 90-е годы ринулись не в своё дело, то есть в так называемое «свободное предпринимательство», и потеряли на этом не только имущество, но и здоровье, а то и жизнь?)
У нас принято восхищаться людьми громкими, ярко проживающими жизнь, порой вовлекающими в реализацию своих идей многих и многих своих собратьев, пассионариями… А мне вспоминается торговец едой из города Антиохия (того самого, на реке Оронт, где впервые ученики Христа назвались христианами). Я увидел его около 10 лет назад, когда побывал в этом городе. Человек стоял за небольшим прилавком и продавал хлеб, крупы, напитки. За спиной торговца находилась каменная стена, и прямо над его лотком висела старая, пожелтевшая фотография. Заметив, что я интересуюсь этой фотографией, торговец, улыбаясь, дал мне её в руки, чтобы удобнее было рассмотреть подробности. На фотографии был запечатлён этот же человек на этом же самом месте, только лет на 30 моложе. И на прилавке у него тогда были фрукты. Вот и все внешние перемены – естественное старение человеческого организма да ассортимент товаров. Ничего не знаю о том, как живёт этот человек, но как-то по его виду не было заметно, что он стремится расширять бизнес – открыть ещё две лавки, потом маленький магазин, потом сеть супермаркетов… Просто живёт своей размеренной жизнью, а что происходит у него в душе – одному Богу известно.
Сын моих друзей заявил как-то – ему тогда было 6 лет: «Я хочу послужить людям добром, наукой и покоем». Мама переспросила: «Добром, наукой – понятно. А как это – послужить покоем?» «Ну, как же, мама, ведь если тихо сидишь и никого не трогаешь, от этого тоже людям может быть хорошо…»
Но вернёмся к сказке. В сети старика попадается золотая рыбка и человеческим голосом предлагает ему любой выкуп за своё освобождение. Старик оказывается добрым, бескорыстным и благодарным – ему достаточно того, что он увидел такое чудо, и он отпускает рыбку на волю просто так. Но оказывается, что эти его душевные качества совсем не востребованы самым близким его человеком – женой. Уже одно то, с какими словами обращается женщина к мужу, выслушав его рассказ, свидетельствует о её отношении к нему: «Дурачина ты, простофиля!» Да, они живут в нищете, и даже корыто у них раскололось. Но женщина не просто сетует на бедность и на то, что рыбка могла хоть как-то помочь – она оскорбляет мужа. И эти оскорбления – свидетельство того, что мужа она не уважает, а, возможно, даже винит в положении их семьи. Тот факт, что она выходила замуж за рыбака, а не за купца или воина, давно уплыл на периферию её сознания. Перед ней «дурачина и простофиля», виноватый в её неблагоустроенности. А что начала она свои требования с корыта, а не сразу с царских палат, говорит лишь о том, что увлечена женщина только сиюминутным, и её аппетиты растут постепенно, лишь по мере трансформации очевидной обстановки.
На самом деле, это страшно, когда «лузером» честного человека считают его ближние. Дальние-то пусть – мало ли, кто что думает. Но тут жена… Возникает аналогия с вышедшим в прошлом году фильмом Юрия Быкова «Дурак»: именно эта линия сюжета – отношение матери и жены к главному герою, честному, не желающему воровать, неравнодушному сантехнику – производит особенно чудовищное впечатление. И да, нынче много говорят об ответственности мужчины, но мало – об ответственности женщины, о том, что вообще-то женщина выходит замуж, а не мужчина – за жену. А это значит, что жена разделяет с мужем его жизнь, принимая как должное в том числе и его род занятий, и уровень достатка, являющийся следствием этих занятий.
В старике же мы видим типичного подкаблучника. Подкаблучниками ведь часто становятся люди добродушные. По доброте душевной старик отпустил рыбку без выкупа, по этой же самой доброте своей он не отвечает старухе на её оскорбления даже вежливым внушением, но послушно идёт к синему морю просить рыбку о новом корыте. Не хочет огорчать жену, любит её, несмотря на сварливость её характера. И желание-то её понятное – понятно, плохо, когда корыто развалилось.
Что же, плохо быть добрым и смиренным? Нет. Плохо, когда под влиянием добрых чувств мы отключаем разум. Тогда по доброте душевной мы можем причинить ближнему вред только потому, что он нас об этом просит. Так любящая бабушка позволяет любимому внуку съесть целый пакет конфет – и пусть потом у ребёнка будет диатез. Так наш старик послушно идёт просить рыбку сначала о новом корыте, потом о новой избе… А здесь остановимся!
Обе эти просьбы едва ли могут показаться неприличными – раз уж рыбка пообещала выполнить желания, почему бы не устроить свой быт? Кто скажет, что вынужденная (не добровольная) нищета – это хорошо и для души полезно? И корыто, и изба с добротным хозяйством – всё это часть образа жизни, знакомого нашим героям с детских лет. И старик, и старуха воспитаны именно в этой обстановке, приспособлены к ней. Появилась у них благодаря золотой рыбке хорошая изба. Вот тут бы старухе и остановиться. Не останавливается, хочет большего. Вот тут бы старику проявить не просто доброту, а доброту разумную – и отказаться просить у рыбки чего-то ещё. Но не может – слабовольный.
А ведь каково следующее требование старухи? «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой». В корне меняется характер амбиций – от желания наладить привычный быт к желанию занять чужое место. Почему чужое? Да потому, что в случае старухи это и последующие требования – то же самое, как если бы обычный дворник вдруг топнул ногой и сказал: «Сию минуту хочу быть доктором наук! А потом академиком!» Да и вообще многие человеческие амбиции – это просто набор необоснованных претензий к жизни.
Поговорка, гласящая, что солдат, не желающий стать генералом, – плохой солдат, весьма сомнительна. Как, впрочем, и многие поговорки – оставим бездумное преклонение перед «народной мудростью» и признаем это. Мало кто из таких предъявителей претензий умеет останавливаться в своих желаниях, мало кто из них может ответственно заявить хотя бы: «Мне для счастья в земной жизни нужно то и то, а большего я обязуюсь не просить». Даже сравнение человека, одержимого такими амбициями, с наркоманом-алкоголиком будет не вполне уместно. Тот же алкоголик может остановиться на какой-то ежедневной дозе нужного ему вещества и существовать так долгие годы. А у старухи из сказки не так, ей сколько ни дай – всё мало. В варианте братьев Гримм на вопросы рыбака, довольна ли она теперь, жена всякий раз отвечает: «А вот ещё подумаю». Неблагодарность – частое свойство людей, не умеющих разумно оценивать свои желания. И ведь отношение к старику у его жены не меняется по мере исполнения её желаний, для неё он остаётся «дурачиной и простофилей», простым рыбаком, даже тогда, когда сама она уже столбовая дворянка, царица… Так и говорит старик рыбке всякий раз приходя с новой просьбой: «Ещё пуще старуха бранится».
Впасть в зависимость от манипулятора – это страшно. Будешь на все лады стараться ему угодить – и всё равно будешь чувствовать себя виноватым, кругом обязанным и т. д. Кажется, лучшее, что мы можем сделать – это не позволять нашему ближнему в манипулятора превращаться. Для этого надо уметь, не переставая любить близкого человека, абстрагироваться от дурных проявлений его характера, что называется, «не вестись». И тем самым не давать дурным чертам развиваться.
Если бы после того, как рыбка подарила избу, старик похлопотал бы по хозяйству, да и прилёг поспать, вместо того, чтобы слушать старухину брань, всё могло получиться у этой семьи куда как лучше. Но вышло по-другому. Когда старуха захотела стать не просто царицей, а владычицей морской и поработить уже саму золотую рыбку, терпение у рыбки лопнуло. И даже старика она не пожалела – оно и понятно, нечего было потакать старухиной невоздержанности.
Финал сказки довольно мягкий – старик со старухой оказались вновь в своей лачуге у разбитого корыта. Иной раз зарвавшиеся люди падают гораздо больнее, и тогда даже исходное положение дел оказывается для них светлым воспоминанием. Кому-то может показаться, что вовремя остановиться – это суметь остановиться, например, на положении «столбовой дворянки». Но не станем обольщаться – жадность и неблагодарность могут опрокинуть человека в любой момент. Итак, дорогие повзрослевшие ребята, постараемся быть добрыми, разумными и осторожными – в любом возрасте, в любой точке времени и пространства.
Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?
Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?
Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.