На берегу Финского залива, на территории арт-пространства Порт «Севкабель» есть необычный маяк. Его построили вместе дети и родители. Он не используется судами для навигации, но все же светится в темноте и напоминает о важных моментах, которые в большом городе, бывает, уходят на второй план, тонут, как в тумане, в суете. О том, что родителям и детям может быть интересно вместе. О том, что каждый может найти любимое дело. О том, что каждый может сам строить мир вокруг себя.
Инициаторами и организаторами этой стройки стало петербургское Общество юных архитекторов. «Батя» узнал, как и зачем дети и взрослые строили маяк.
Общество юных архитекторов (Санкт-Петербург) – детские архитектурные курсы для детей от 5 до 16 лет, проект архитектурного бюро «Борщ». Помимо еженедельных занятий в программу входит летний фестиваль «Архитектурная дача», в рамках которого учащиеся вместе с педагогами и родителями выезжают загород (на выходные, на неделю) и создают архитектурные объекты: дом на дереве, качели с кривошипно-шатунным механизмом, лесной купол, основанный на ресипрокальных (самоопирающихся) конструкциях, лабиринт, мост, маяк и т.п. В 2018 году фестиваль «Архитектурная дача» прошел в городе и был доступен не только для членов студии, но и для всех желающих.
— Маяк стал нашим первым объектом в городском пространстве, и лично для меня это очень символично, — рассказывает основатель и главный архитектор фестиваля Алиса Маркова. — Маяк – это не только ориентир для кораблей, это очень важный ориентир для нас внутри Общества юных архитекторов. И, мне кажется, это ориентир для всего городского сообщества наших единомышленников – ведь средства на это строительство мы собрали при помощи жителей города, откликнулось очень много неравнодушных людей. Потом процесс строительства продолжился и вместе с теми, кто вложил средства, и вместе с теми, кто просто хотел поучаствовать, то есть всё сделано руками самих петербуржцев, и мы выступаем просто как медиаторы и архитекторы-конструкторы.
Нам очень приятно и радостно, что люди готовы участвовать – значит, мы все-таки двигаемся в правильном направлении.
— Инструменты мы купили сами, а средства на материалы – это порядка 140 тысяч рублей – собрали с помощью краудфандинга, – рассказывает плотник и руководитель проекта Михаил Шалаев. – Мы объявили, что фестиваль общегородской и что каждый родитель с ребенком может прийти и участвовать, была реклама, был телесюжет в новостях, и в результате в выходные дни приходило до 30 детей.
В основном дети занимались подготовкой материалов, то есть красили, шкурили и так далее, а какими-то высотными работами мы занимались уже вместе с подростками и со взрослыми. Но у нас на фестивале каждый ребёнок получил опыт пользования электроинструментом, то есть даже самые маленькие у нас попробовали попользоваться электрорубанком, электролобзиком, торцовочной пилой.
— А травмы бывают?
Михаил Шалаев: Ну, максимум – занозы и ссадины. Мы следим за этим, у нас все знакомятся с техникой безопасности, родители подписываются под правилами. Мы не предоставляем воспитателя – все дети у нас работают непосредственно с родителями, и основной присмотр за детьми лежит на них. Но при каждом инструменте есть старший наблюдатель, дети находятся под моим надзором или под надзором кого-то из волонтёров.
— Приходят ли девочки?
Михаил Шалаев: Да-да, конечно, у нас практически одинаковое количество девочек и мальчиков. Единственное, мне кажется, что это было бы более интересно детям от 10 лет, но к нам больше приходит детей младше этого возраста.
— Кому это больше интересно – детям или родителям?
Михаил Шалаев: Конечно, детям, которые хотят прикоснуться к настоящей стройке, попробовать разные инструменты. Все дети любят играть с конструкторами, а это по сути большой конструктор.
А ещё на таких занятиях дети учатся ответственности, сосредоточенности, внимательности, учатся работать в команде. У них появляется уверенность в себе, ведь здесь они встают на один уровень со взрослыми. Мы стараемся строить общение на равных.
Но и многие родители у нас с удовольствием участвуют. Когда мы делали предыдущий маяк, у нас мамы делали большой светящийся шар, папы вместе с детьми крутили саморезы и так далее. Здесь родители участвовали поменьше, они были больше наблюдателями – отчасти потому, что мероприятие в городе оказалось более массовым.
Но в целом, все остаются довольны совместным трудом.
Алиса Маркова: Очень часто случается, что папу не оторвать от процесса и в дождь, и в ветер. Ребёнок может уже давно заниматься чем-то другим, например, играть в футбол, а папа сидит с шуруповёртом…
— Можно ли сказать, что через такую совместную работу между родителями и детьми строятся более доверительные отношения?
Алиса Маркова: Так поэтому это всё и возникло. Когда я сама столкнулась с обычной образовательной системой, то чаще всего слышала слова «надо» и «должен». И когда я получила профессию, у меня появилось желание создать свою образовательную среду, с ней связанную. Мы сделали стационарную архитектурную студию, начали общаться с детьми и родителями, и поняли, что работа должна больше вестись со взрослыми, потому что они говорят своим детям: «Ты же должен! Ты сделал не так, как у Васи! Ты должен был сделать лучше!»
Мы увидели, что родительско-детские взаимоотношения у многих не налажены. Мы увидели, что приходят в основном мамы, а папы заняты на работе и в выходные, скорее всего, тоже не так много времени уделяют семье. Поэтому мы и создали фестиваль «Архитектурная дача», где мы соединили все наши направления, которые на тот момент были. И получился такой семейный вид отдыха. На фестивале папы присутствуют чаще – когда они слышат, что это стройка, им даже интересно пойти туда с детьми.
— Фестиваль «Архитектурная дача» – это больше собственно архитектурное мероприятие или общение?
Михаил Шалаев: В первую очередь это архитектура и ремесло. Важно дать детям понять, что они тоже могут полноценно участвовать в каком-то строительстве, при этом получать какие-то навыки. Потому, что в этом возрасте в принципе закладываются интересы. Пришёл парень 10-летний, говорит: «Мы в этом году с другом сделали деревянный стол», то есть ему нравится делать что-то руками, и мы даем возможность пробовать.
— Построили объект. А что дальше?
Михаил Шалаев: Это всё остаётся. Большинство объектов в открытом доступе (кроме двух, которые расположены на турбазе). И загородом, и в городе пользоваться этими объектами могут все — и местные жители, и кто приезжает отдохнуть и погулять.
— Наверное, архитектура – это определённый тип мышления. Поможет ли он строить жизнь?
Михаил Шалаев: В какой-то степени, думаю, поможет. Конечно, у каждого свой путь – кто-то станет архитектором, кто-то просто получит опыт. Но в любом случае этот опыт запоминающийся. Постройка масштабного объекта вместе со взрослыми даёт детям возможность почувствовать, что они уже не просто дети, за которых всё решают родители. Это повышает планку самосознания. У нас весь процесс построен не так, что мы строим, а дети присутствуют, а так, чтобы каждый, даже самый маленьких из пришедших, мог после окончания строительства сказать, что он построил маяк.
Алиса Маркова: Архитектура – это не только вид искусства, это ещё и точная наука. Мы учим не только художественным методам, но и занимаемся вместе с детьми большой исследовательской работой, аналитической. То есть дети учатся принимать решения в нестандартных ситуациях. Все проекты создаются не просто так, как кому-то захотелось левой пяткой, – есть базовая подготовка, предпроектная работа: надо понять, в каких условиях будет проводиться строительство, из каких материалов и так далее.
Это касается не только архитектуры, но и других наших направлений в студии – дети изучают творчество разных художников, исследуют мировые аналоги объектов, которые собираются строить. Мне кажется, в жизни это очень помогает. Моё архитектурное образование мне помогло во многих аспектах – от художественных до организационных. Архитектура, как и любое другое творческое направление, – инструмент для развития у детей воображения, уверенности, расширения кругозора и для получения разных дополнительных навыков.
— У многих ли из тех, кто ходит на ваши курсы, появляются серьёзные планы стать архитекторами?
Алиса Маркова: У меня нет статистических данных, мне судить трудно – прошло всего 4 года. На уровне разговоров такое, конечно, есть. Но мы однозначно не педалируем тему именно архитектуры, мы говорим об искусстве вообще, о том, что есть масса профессий и отраслей, в которых можно себя применить. И, конечно, у детей, которые приходят к нам и остаются надолго, сознание формируется уже соответствующим образом. У них меняются ориентиры и формируются соответствующие интересы.
Но мы не растим поколение архитекторов и не готовим детей к поступлению в вузы. Мы просто знакомим ребят с самими собой, с окружающей средой, с тем, какое место можно занимать в пространстве своей комнаты, своего двора, в пространстве города, как можно быть полноправным членом общества и агентом изменения мира – и своего, и окружающего.
Клеевой пистолет — это не просто орудие труда, но и мощное средство коммуникации с детьми. Скрепляет отношения лучше железобетона.
О пользе монотонного созидательного труда для всей семьи.
Почему важно делать что-то полезное для детей и вместе с детьми, а также, как просто сделать бизиборд и детский автотрек.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.