Активность и жизнерадостность – типичные детские эмоциональные состояния. Однако формирующееся самосознание с одной стороны, и сама жизнь — с другой, могут подбрасывать и негативные переживания. Самое распространенное — страхи.
В целом, то, что дети испытывают, страхи нормально. Дети могут бояться темноты, диких животных, разбойников, чудищ, незнакомых людей, отделения от матери и одиночества, даже доктора и циркового клоуна, а младшие школьники — потери родителей. Важно, чтобы эти страхи не стали устойчивыми, то есть не приобрели характер фобий, когда ребенку становится необходима помощь.
Замечено, что у детей, живущих в городах, страхи проявляются интенсивнее, чем у деревенских; у живущих в отдельных квартирах детей – чаще, чем у живущих в коммунальных; у единственных в семье детей – чаще, чем у тех, кто имеет братьев или сестер.
Недостаточная двигательная и игровая активность, отсутствие навыков коллективных игр также приводят к появлению беспричинного беспокойства.
Значительным поводом для возникновения страха могут явиться нервно-психические перегрузки матери, а также принятие ею на себя роли главы семьи: много работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства.
Неизбежно приведут к страхам частые и шумные конфликты между родителями. Исследователи отмечают, что более ранимыми в этих ситуациях оказываются девочки; показательно, что даже в играх они стремятся не выбирать роль родителя своего пола, бессознательно протестуя против соответствующего поведения взрослых.
Серьезные или длительные стрессовые ситуации могут подорвать силы детей и привести к невротическим отклонениям. На основе страха может развиться тревога – состояние беспокойства, опасения, имеющее неопределенный или неизвестный источник. Тревожащиеся дети чего-то опасаются, но не знают, чего именно.
Исследователи считают, что тревога неизбежно сопутствует процессу социализации. Хотя страх и тревога являются эмоциями, которых обычно стремятся избегать, они неизбежны. Однако устойчивые страхи (фобии) принимают патогенный характер и нуждаются в устранении, так как подавляют нормальное развитие и нарушают его ход.
1. Упростить
Лучший способ помочь детям справиться со страхом и тревогой — снизить излишнее напряжение. Если у детей обнаруживается необычно высокий уровень напряжения или частые вспышки раздражения, полезно на несколько дней упростить им жизнь за счет щадящего распорядка.
2. Рационализировать
Эффективными приемами для коррекции эмоциональных состояний детей могут быть приемы рационализации — демонстрация и разъяснение принципиальной безопасности ситуации, вызывающей у ребенка страх; в отдельных случаях целесообразно использовать «волшебные» предметы, способные защитить ребенка в любых ситуациях. Положительно могут «сработать» совместно изобретенные взрослым и ребенком средства защиты – например, игрушечная сигнализация.
Непосредственный психотерапевтический прием – преобразование страхов. Их можно нарисовать, вылепить из пластилина, а затем — уничтожить.
Взрослым полезно усвоить ряд действий по рационализации детских тревожных состояний, в числе которых:
— распознание стрессовых реакции у детей по их характерным признакам;
— обеспечение детям надежного присутствия взрослого;
— предоставление детям возможности рассказать о своих чувствах;
— разрешение регрессивного или не соответствующего возрасту поведения (посидеть на коленях, поприставать с пустяками, закутаться в одеяло);
— помощь в понимании смысла событий или обстоятельств (через необходимые объяснения происходящего).
Отсутствие внимания взрослых к устойчивым детским страхам и несвоевременная их коррекция могут привести к деформированию эмоциональной сферы детей. Известны, по крайней мере, три варианта развития отрицательной эмоциональности детей: тревожность, негативистическая демонстративность и уход от реальности.
Высокая тревожность устойчиво проявляется при постоянном недовольстве ребенком со стороны родителей, при обилии замечаний и упреков. Тревожность в таких случаях возникает из-за страха сделать что-либо плохо, неправильно.
Возможен и другой вариант — на ребенка возлагаются большие надежды из-за его неординарности, одаренности, вследствие чего к нему предъявляются завышенные, а то и нереальные требования.
Высокая тревожность, как правило, ведет к снижению самооценки, мотивации избегания неудачи. Сопутствующими проявлениями может стать бездумное следование указаниям взрослых, предпочтение действовать по образцам и шаблонам, боязнь проявить инициативу.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью ребенка, могут еще более усилить его эмоциональный дискомфорт, часто обсуждая с ним его проблемы. Таким образом, может возникнуть замкнутый круг, разорвать который можно лишь изменив установки взрослых. Им следует обратить внимание на успехи ребенка, формируя у него мотивацию достижения успеха, которая послужит главным фактором снижения личностной тревожности.
Негативистическая демонстративность – направленность на привлечение к себе внимания окружающих.
Дети, имеющие такую особенность, ведут себя манерно, демонстрируют утрированные эмоциональные реакции, стремясь обратить на себя внимание, получить одобрение.
Если для тревожных детей основная проблема заключается в постоянном неодобрении взрослых, то для демонстративных — в недостатке похвалы. Причина демонстративности может крыться как в заброшенности, «недолюбленности» в семье, так и, напротив, в чрезмерной опеке и внимании, формирующих гипертрофированную потребность в эмоциональных контактах.
Дети с таким типом поведения могут добиваться необходимого им внимания разными средствами, в том числе и нарушением правил поведения, потому что замечания взрослых для них являются подкреплением их демонстративности.
Таким детям полезно предоставлять различные возможности самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена, участие в утренниках, концертах. Хорошим отвлекающим средством может стать изобразительная деятельность и общественные поручения.
Уход от реальности представляет собой сочетание демонстративности с тревожностью. При таком варианте дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но не могут реализовать ее в ярком выражении из-за тревожности. С одной стороны, опасаясь вызвать неодобрение, они стремятся выполнить требования взрослых, с другой — высокая тревожность затрудняет их контакты и продуктивную деятельность. Не достигая желаемых успехов в деятельности, они «выпадают» из процесса, «витая в облаках».
Защитная функция воображения, к которой такие дети часто прибегают, дает им с помощью мечтаний и разнообразных фантазий почувствовать себя главным действующим лицом, добиться недостающего признания. В детском фантазировании, в отстраненности от реальной жизни всегда отражается стремление к признанию и вниманию.
Коррекционной тактикой взрослых (достаточно легкой и эффективной) может явиться активное поощрение детей, проявление внимания и заинтересованности к результатам их деятельности.
Бывает, что мамы, папы или бабушки приходят к нам в храм потому, что ребенок изменил свое поведение, плачет по ночам, чего-то боится… Иногда они просят снять с него сглаз, порчу, еще что-нибудь экзотическое. Граница между христианством и магией в представлении многих современников, к сожалению, сильно размыта. И тогда приходится объяснять, что Церковь – это место для молитвы к Богу, но никак не салон «потомственных целительниц», и что вступая на путь магии, они обращаются за помощью к силам, бесконечно далеким от Бога, ко «лжецу и отцу лжи».
Между тем, причина беспокойства у детей чаще всего связана не с воздействием темных сил, а с тем, что ребенок потерял уверенность в безопасности окружающего мира.
Поскольку для ребенка «родители» и «безопасность» — почти синонимы, то и причина зачастую кроется в них:
— либо родители регулярно ссорятся при детях, употребляя для этого весь свой словарный и эмоциональный запас,
— либо они относятся к ребенку как к обузе и постоянно говорят ему об этом («ты нам не нужен», «лучше бы тебя не было», «глаза мои тебя бы не видели»…),
— либо внушили ребенку определенные серьезные опасения за свое будущее («отдадим тебя в детский дом/дядьке/оставим на улице и т.д.)», «будешь так себя вести, ночью придет Баба-Яга/Бармалей/Черный колдун и заберет с собой»),
— либо постоянно придираются к ребенку по различным поводам («у тебя ничего никогда не получится», «ты неумёха», «откуда у тебя руки растут»).
Проблемы духовной жизни родителей напрямую отражаются на детях. А родители вместо того, чтобы обратить внимание на себя, начинают искать причину где-то еще — в еде, в сглазе, в нянях и т.д.
Определенная строгость в воспитании нужна, но когда ребенок ясно показывает, что ему становится неуютно и страшно в этом мире, нужно максимально оградить его любовью и заботой, а не раздражаться и ругаться за «капризы». Если родители научатся перемещать фокус своего внимания с себя, своей работы и своих проблем на детей, причины для страха постепенно уйдут.
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
Семь из семи человек, честно прочитавших эту книгу единодушно говорили о том, что будто заново пережили яркие моменты своего детства – пусть фрагментарно, пусть отрывочно, пусть неполно, но зато как правдоподобно!
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.