Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Цветные стеклышки, спички, крышки от бутылок – чего только не обнаружится в мальчишеских карманах. Мама, скорее всего, предложит все это отправить в мусорное ведро, а вот папа, вполне возможно, найдет всем этим сокровищам полезное применение. Предлагаем вашему вниманию несколько развивающих игр, для которых просто необходимы зубочистки, цветные стеклышки, старые пробки и другая важная и ценная мелочь.
Однажды во время наших экспериментов дети очень заинтересовались большими каминными спичками. Я предложил поиграть в «повтори узор».
Нужно каким-то особым образом выложить 4 спички, на 3 секунды показать другому игроку и затем дождаться, когда он соберет или не соберет такую же фигуру.
Суть игры с разноцветными резиночками для волос, носящей название «pick-a-ring», в том, что надо на руку быстро надеть резиночки в соответствии с картинкой.
Существуют разные схемы игры: все руководствуются одной карточкой, а самый быстрый ее забирает, или у каждого игрока своя карточка… В нашем случае каждый получал индивидуальное задание, а выигравший раунд забирал резиночки себе. Когда резиночки кончались – считали результаты.
Само задание не вызвало у ребят проблем, они не делали ошибок и действовали быстро и целесообразно. Но выяснилось, что дети могут слишком волноваться при игре на скорость. Большой плюс, если они могут это понять и объяснить, а не просто расплакаться. Развитие рефлексии (умение оценивать свое эмоциональное состояние) и умения вербализовывать свои эмоции – это также немаловажная часть занятий с детьми.
Есть и менее стрессовые варианты игры. Например, участник берет карточку, собирает комбинацию, показывает ведущему – и при отсутствии ошибок забирает карточку себе.
В этой игре можно нарисовать карточки самим, а можно обойтись вообще без них, если ведущий сам будет показывать комбинацию.
Можно усложнить игру, выбрав одного «объясняющим», а другого – «выполняющим». Первый получает карточку или сам собирает комбинацию, а затем объясняет алгоритм и дает корректирующую обратную связь игроку, который не видит, что должно получиться, а только воспринимает вербальные команды. Такие правила игры очень помогают окончательно разобраться, как называется какой палец.
Для игры «Сторож зоопарка» или «кто под стаканом?» нужны маленькие фигурки животных и собственно стакан.
Игроки закрывают глаза, в это время одно животное «пропадает». Один из игроков должен назвать, кого не хватает. Если он не может вспомнить, то подсказывают остальные.
Во время игры ведущий может для усложнения менять животных местами. В качестве подсчета очков можно использовать стекляшки.
Те же стекляшки можно использовать и для более сложной версии игры.
Ведущий кладет какое-то количество стекляшек под стакан или тарелку, а затем на мгновение показывает их и снова закрывает тарелкой. Тот игрок, чья очередь, должен по памяти назвать количество стекляшек. Если угадывает – забирает их.
Стекляшки можно выкладывать группами, рядами и даже орнаментами. Начинать – с небольшого количества и большего времени, постепенно увеличивая количество и уменьшая время.
Дети могут «фотографировать» расположение, а затем считать, могут пользоваться пальцами, могут запоминать количество в группах, а затем складывать. Такое развитие образной памяти – отличная база для осмысленных арифметических действий в уме.
Дети, кстати, играли вообще без напряжения, сугубо в удовольствие: когда я укладывал меньше пяти стекляшек — хохотали во всё горло, полагая, что это шутка такая, а не задание.
Другой вариант игры на внимание – «сколько макарон?». Это почти то же самое, что и со стекляшками, но тут используются разноцветные макароны (можно окрасить их сухим пищевым красителем, разведенным в кипятке, перемешивая жидкость из расчета стакан на 1 кг макарон 30 секунд, а затем высушить в один слой, периодически вороша; можно также использовать гуашь или жидкие красители).
Особенность этой игры в том, что можно задавать вопросы не только, сколько всего макарон, но и сколько синих/зеленых/красных или прямых/полукруглых/спиральных…
Интересно, что когда дети начинают загадывать друг другу, то часто стараются задать что-то такое, что заведомо отгадать ребенку нельзя (например, штук 20 макарон). Спросил у них, с каким количеством макарон интереснее всего угадывать — говорят, когда штук пять-шесть.
И еще одна игра с цветными макаронами – классические наперстки. Только прежде чем начать игру, надо пояснить, что часто она используется для разных видов мошенничества, но мы будет играть честно.
Под каждый стаканчик ведущий кладет по одной цветной макаронине, перемешивает стаканчики и предлагает найти макаронину определенного цвета, например, красную.
Такая игра замечательно развивает умение контролировать внимание.
Может показаться, что при существовании ярких магнитных конструкторов, строительство из зубочисток и гороха нута совсем не актуально. Но на самом деле из этих компонентов можно составлять куда более сложные и стабильные конструкции. Правда, усилий тоже надо больше.
Перед началом работ нут надо замочить на 12 часов в холодной воде.
Сначала стоит показать, как это работает, а только потом давать задания в виде «плоских» рисунков.
А когда ребята справятся, можно выделить время для свободного творчества.
Пробки от бутылок могут стать отличным материалом для изготовления игры «Десяточка».
Внутрь пробок вставляем бумажные кружки с цифрами (написание цифр можно разнообразить, предложив писать их разными шрифтами) – получаются фишки.
Все фишки переворачиваются цифрами вниз и перемешиваются. В свой ход игрок открывает одну за другой любые фишки, пытаясь добиться, чтобы в сумме получилось 10. Если перевернул «6» и потом «4», или «3», «2» и «5» – то игрок забирает фишки. Если получается перебор, например, «6», «3» и «2», то фишки переворачиваются обратно.
Практическая польза чего-то среднего между «Мемори» и «Блэк-джеком» очевидна: автоматизация арифметических действий, изучение состава чисел первого десятка и развитие памяти.
Читайте также:
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.