Домашний кружок: игры с мелочами

Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале. Мы предлагаем отдельные фрагменты дневника «Домашнего кружка им. Пархоменко».

 

Цветные стеклышки, спички, крышки от бутылок – чего только не обнаружится в мальчишеских карманах. Мама, скорее всего, предложит все это отправить в мусорное ведро, а вот папа, вполне возможно, найдет всем этим сокровищам полезное применение. Предлагаем вашему вниманию несколько развивающих игр, для которых просто необходимы зубочистки, цветные стеклышки, старые пробки и другая важная и ценная мелочь.

 

Спички

 

Однажды во время наших экспериментов дети очень заинтересовались большими каминными спичками. Я предложил поиграть в «повтори узор».

spi4ki_3

Нужно каким-то особым образом выложить 4 спички, на 3 секунды показать другому игроку и затем дождаться, когда он соберет или не соберет такую же фигуру.

spi4ki_1

spi4ki_2

Резиночки для волос

 

Суть игры с разноцветными резиночками для волос, носящей название «pick-a-ring», в том, что надо на руку быстро надеть резиночки в соответствии с картинкой.

rezinki_1

Существуют разные схемы игры: все руководствуются одной карточкой, а самый быстрый ее забирает, или у каждого игрока своя карточка… В нашем случае каждый получал индивидуальное задание, а выигравший раунд забирал резиночки себе. Когда резиночки кончались – считали результаты.

rezinki_3

Само задание не вызвало у ребят проблем, они не делали ошибок и действовали быстро и целесообразно. Но выяснилось, что дети могут слишком волноваться при игре на скорость. Большой плюс, если они могут это понять и объяснить, а не просто расплакаться. Развитие рефлексии (умение оценивать свое эмоциональное состояние) и умения вербализовывать свои эмоции – это также немаловажная часть занятий с детьми.

rezinki_2

Есть и менее стрессовые варианты игры. Например, участник берет карточку, собирает комбинацию, показывает ведущему – и при отсутствии ошибок забирает карточку себе.

rezinki_6

В этой игре можно нарисовать карточки самим, а можно обойтись вообще без них, если ведущий сам будет показывать комбинацию.
Можно усложнить игру, выбрав одного «объясняющим», а другого – «выполняющим». Первый получает карточку или сам собирает комбинацию, а затем объясняет алгоритм и дает корректирующую обратную связь игроку, который не видит, что должно получиться, а только воспринимает вербальные команды. Такие правила игры очень помогают окончательно разобраться, как называется какой палец.

rezinki_5

Мелкие фигурки животных

 

Для игры «Сторож зоопарка» или «кто под стаканом?» нужны маленькие фигурки животных и собственно стакан.
Игроки закрывают глаза, в это время одно животное «пропадает». Один из игроков должен назвать, кого не хватает. Если он не может вспомнить, то подсказывают остальные.

storoj_1

Во время игры ведущий может для усложнения менять животных местами. В качестве подсчета очков можно использовать стекляшки.

storoj_2

Стекляшки

 

Те же стекляшки можно использовать и для более сложной версии игры.

 

Ведущий кладет какое-то количество стекляшек под стакан или тарелку, а затем на мгновение показывает их и снова закрывает тарелкой. Тот игрок, чья очередь, должен по памяти назвать количество стекляшек. Если угадывает – забирает их.

steklyshki_4

Стекляшки можно выкладывать группами, рядами и даже орнаментами. Начинать – с небольшого количества и большего времени, постепенно увеличивая количество и уменьшая время.

steklyshki_2

Дети могут «фотографировать» расположение, а затем считать, могут пользоваться пальцами, могут запоминать количество в группах, а затем складывать. Такое развитие образной памяти – отличная база для осмысленных арифметических действий в уме.

steklyshki_3

 

Дети, кстати, играли вообще без напряжения, сугубо в удовольствие: когда я укладывал меньше пяти стекляшек — хохотали во всё горло, полагая, что это шутка такая, а не задание.

steklyshki_1

 

Цветные макароны

 

Другой вариант игры на внимание – «сколько макарон?». Это почти то же самое, что и со стекляшками, но тут используются разноцветные макароны (можно окрасить их сухим пищевым красителем, разведенным в кипятке, перемешивая жидкость из расчета стакан на 1 кг макарон 30 секунд, а затем высушить в один слой, периодически вороша; можно также использовать гуашь или жидкие красители).

makarony_2

Особенность этой игры в том, что можно задавать вопросы не только, сколько всего макарон, но и сколько синих/зеленых/красных или прямых/полукруглых/спиральных…

makarony_1

Интересно, что когда дети начинают загадывать друг другу, то часто стараются задать что-то такое, что заведомо отгадать ребенку нельзя (например, штук 20 макарон). Спросил у них, с каким количеством макарон интереснее всего угадывать — говорят, когда штук пять-шесть.

makarony_3

 

И еще одна игра с цветными макаронами – классические наперстки. Только прежде чем начать игру, надо пояснить, что часто она используется для разных видов мошенничества, но мы будет играть честно.

makarony_4

Под каждый стаканчик ведущий кладет по одной цветной макаронине, перемешивает стаканчики и предлагает найти макаронину определенного цвета, например, красную.

makarony_5

Такая игра замечательно развивает умение контролировать внимание.

makarony_6

 

Зубочистки и горох

 

Может показаться, что при существовании ярких магнитных конструкторов, строительство из зубочисток и гороха нута совсем не актуально. Но на самом деле из этих компонентов можно составлять куда более сложные и стабильные конструкции. Правда, усилий тоже надо больше.

Перед началом работ нут надо замочить на 12 часов в холодной воде.
Сначала стоит показать, как это работает, а только потом давать задания в виде «плоских» рисунков.

nut_2

nut_1

А когда ребята справятся, можно выделить время для свободного творчества.

nut_3

 

Пробки

 

Пробки от бутылок могут стать отличным материалом для изготовления игры «Десяточка».

desato4ka_2

Внутрь пробок вставляем бумажные кружки с цифрами (написание цифр можно разнообразить, предложив писать их разными шрифтами) – получаются фишки.

desato4ka_3

Все фишки переворачиваются цифрами вниз и перемешиваются. В свой ход игрок открывает одну за другой любые фишки, пытаясь добиться, чтобы в сумме получилось 10. Если перевернул «6» и потом «4», или «3», «2» и «5» – то игрок забирает фишки. Если получается перебор, например, «6», «3» и «2», то фишки переворачиваются обратно.

desato4ka_5

Практическая польза чего-то среднего между «Мемори» и «Блэк-джеком» очевидна: автоматизация арифметических действий, изучение состава чисел первого десятка и развитие памяти.

 

Читайте также:

Домашний кружок: веселые головоломки

 

Домашний кружок: Обучение на бегу

 

Домашний кружок: «Танчики» и их модификации

 

Домашний кружок: Секрет ленивых вещей

 

Домашний кружок: Каша в бумажной кастрюле

 

Домашний кружок: Подвижная математика

 

Домашний кружок: Увлекательное чистописание

 



    Автор: Сергей Пархоменко, 10 июня 2014 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Психолог по образованию, консультант, бизнес-тренер. После рождения сына активно занялся «детской» темой. Сооснователь компании по производству настольных развивающих игр для детей «Банда умников».
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
    Задачки про пап

    Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?

    Три загадки про воздух

    В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.

    «Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.