Как учить дома ребенка русскому языку? Опытом делится папа третьеклассника Сергей Пархоменко.
Читайте также:
Поскольку по закону родители должны обеспечить ребёнку образование в соответствии с ФГОС, что должно выражаться в своевременной сдаче аттестаций по предметам, то мы основательно обдумываем интеграцию школьной программы с нашими представлениями о том, как и чему должен учиться ребёнок. И если с математикой, чтением, «окружающим миром», «технологией», физкультурой и музыкой всё довольно понятно, то русский язык вызывал некоторую озадаченность.
Школьная программа обучения русскому языку вводит меня в ступор не только с точки зрения формы преподавания, но и с точки зрения содержания, целей и задач обучения. То есть с той же школьной программой математики я концептуально согласен в том, что навык устного счёта или умение пользоваться единицами измерения — это важно и нужно, и этому нужно учиться где-то в начале курса. Но вот регулярно сталкиваясь с людьми, которые обладают чудесным почерком и помнят, чем отличается склонение от спряжения, но для которых настоящее мучение сформулировать и напечатать на компьютере простенькую служебную записку, я отчётливо понимаю, что в школе учат не только архаичными неэффективными методами, но вообще абсолютно не тому, на что стоило бы тратить время.
Основные претензии к программе началки по русскому у нас следующие:
1. Обучение слитному письму «любой ценой».
Первый этап школьного плана состоит в том, чтобы напрочь отбить у людей желание что-либо писать, привив им отвращение к этому процессу за счёт усиленного обучения слитному письму.
Это довольно жестко с точки зрения психофизиологии: работа с прописями требует более длительной концентрации внимания, более жёсткого волевого контроля за мельчайшими движениями, чем было бы оптимально для психики большинства первоклассников. Такая нагрузка не развивает внимание и концентрацию, а, скорее, истощает их — ребёнок попросту выматывается.
При этом обучение письму беспощадно с точки зрения мотивации: для большинства детей работа с прописями не только утомительна, но субъективно бессмысленна — они в жизни не стали бы делать её по собственной воле. Исписанная ровными закорючками стандартная страничка прописей не создаёт ощущения сколь-нибудь радующего результата. Работа с прописями похожа, скорее, на наказание.
С точки зрения развития мелкой моторики, развития глазодвигательной координации, устойчивости и концентрации внимания, обучение слитному письму с головой проигрывает по эффективности всем художественным видам деятельности — от рисования до плетения из бисера.
В общем, для ученика вся эта история — классический «сизифов труд»: процесс выматывает, результаты не мотивируют. Возникает резонный вопрос: ради чего же нужно прямо вот с первого класса так издеваться над детьми?
В России пока сохранился прочный стереотип, что, мол, образованный человек всенепременно должен уметь слитно писать, но надобности в этом навыке примерно столько же, как в умении танцевать мазурку или говорить на латыни. Слитное письмо в принципе потеряло актуальность и для повседневной жизни, и для работы. Какой профессией нельзя заниматься, не владея навыком слитного письма? Пожалуй, только от врачей за последние годы я получал рукописные документы — но им, напротив, нужно запретить слитную скоропись. Сильнее всего за это слитное письмо цепляется система образования — но и здесь писать от руки приходится всё меньше и меньше, а в высшей школе уже можно и вовсе ничего не записывать от руки.
2. Чрезмерное количество непрактичной «теории».
Концептуально вся «теория» (деление на слоги, схемы слов, звукобуквенный анализ, классификации звуков, букв, частей речи, частей предложения и т.д. и т.п.) нужна для того, чтобы ученик мог писать грамотно. На практике же значительная часть этой информации вообще не обязательна для грамотного письма, а ещё одна значительная часть преподаётся в отрыве от практического применения.
Зачем нужно ребёнку именно в первом классе заучивать, что есть глухие и звонкие согласные, что они бывают парные и непарные, а ещё мягкие и твёрдые, шипящие и нешипящие? Эти познания могут пригодиться для освоения некоторых орфограмм — но ближайшая из них (правописание глухих и звонких согласных в корне) изучается в лучшем случае через год-два! Что характерно: к тому моменту ребёнок, уже умеющий хорошо читать, может освоить эту непростую для первоклашки тему на порядок быстрее. Логичнее и эффективнее было бы разобрать эту классификацию согласных, изучая конкретную орфограмму — в этом случае умение отличить глухие согласные от звонких приобретает какой-то смысл для ученика.
Звукобуквенный разбор, рисование схем слов — тоже довольно сомнительные интеллектуальные развлечения, позитивное влияние которых на грамотность первоклассника весьма спорно.
В общем, естественно, что вся эта «теоретическая» часть программы по русскому языку воспринимается учениками как скучная, формальная и бессмысленная.
3. Скучные и бессмысленные формы работы.
Считается нормальным и правильным то, что дети учатся письменной речи, переписывая стандартные тексты и выполняя стандартные однотипные упражнения. В начальной школе практически отсутствуют формы работы, при которых ученик письменно выражал бы что-либо осмысленное. Обведение, штрихование, закорючки, звукобуквенный разбор, переписывание с листа, письмо под диктовку — вот чем занимается ребёнок на русском языке. И это влечёт две кардинальные проблемы.
Во-первых, владение письменным языком — это умение не столько физически отображать знаки на письме, сколько умение понятно облекать идеи в письменное слово. И этот аспект обучения русскому языку задвинут на далёкий задний план.
Во-вторых, такие формы работы умерщвляют учебную мотивацию надёжнее всех остальных школьных предметов. Например, бывает, что дети увлекаются решением какой-то математической задачки или чтением учебника по окружающему миру — но вот про то, чтобы дети увлекались переписыванием упражнений по русскому из учебника, я никогда не слышал.
Возникает резонный вопрос: и что же можно сделать с этими обязательными требованиями, какой альтернативный подход здесь может быть? Двигаясь по тем же пунктам, есть следующие идеи:
1. Слитное письмо
Мы просто не будем на нём настаивать и как-то усердствовать в этом направлении. Курс будем держать на постепенный переход с заглавных печатных на раздельные рукописные строчные. Естественно, без корпения над прописями и не со стахановским темпом. Проходить аттестации с отличием у нас задачи нет — а неумение слитно писать, тем более левше, как-нибудь уж простят.
Написание слов печатными буквами, вырезание букв из цветное бумаги, набор текста на компьютере, sms на телефоне, собирание слов из кубиков с буквами — такие же полноправные формы обучения письму, и с их помощью можно не менее успешно осваивать письменную речь и многообразие русского языка.
2. «Теория» русского языка
Мы будем этого касаться — но сугубо в прагматическом плане.
Например, типичные ошибки в написании приставок слов «подтягивание» и «сделай» — повод рассказать о том, что есть такие переменные части слова, как приставки, и они пишутся определённым образом, и узнать в слове их можно вот так, и поиграть в игру с переделкой слов с помощью смены приставки.
А когда ребенок пишет записку с вопросом, можно рассказать, что в конце нужно поставить знак «?», который придаст предложению вопросительную интонацию (или можно даже поставить три «???» для пущей таинственности). Но заставлять ребёнка заучивать, что «предложения бывают повествовательными, восклицательными и вопросительными», вовсе не обязательно.
3. Формы работы
Как уже было сказано, заполнение страничек закорючками и переписывание из учебника в тетрадь во всех отношениях неприемлемо для нас.
Кроссворды, «Эрудит» (Скраббл), «Виселица» и другие письменные и устные игры с буквами и словами — это уже ближе к теме. Но центральной формой работы при изучении письменного русского языка является, естественно, его использование на практике, написание чего-то осмысленного. Рукописные записки, списки, смс-сообщения и сообщения в скайпе мы поощряем и создаём поводы для таких дел.
При множестве обучательных и развлекательных активностей по другим дисциплинам — будь то биология, математика или съёмка телепередачи — обязательно возникает случай, чтобы что-то написать. Нарисовали на прогулке классики — так и там нужна пара надписей!
А дальше — лэпбук, письма друзьям и родственникам, сочинение стихов, переписка Вконтакте…
А теперь расскажу, как же Никита научился писать письменно, и даже слитно, без усердного вырисовывания закорючек в прописях.
Первое правило — не спешить и всё делать поэтапно. Как ни странно, для быстрого прогресса задания на каждом этапе должны быть простыми и легко выполнимыми. Иногда возможны исключения, но тут нужно аккуратно.
Ещё одно правило: процесс обучения должен быть хоть сколько-нибудь интересным, а результат — целостным, то есть человек должен видеть понятные для него результаты работы.
И в процессе хорошо бы представлять, из чего состоит навык письма, какие этапы нужно пройти и какие «микронавыки» приобрести, чтобы научиться писать. Например, при письме нужно уметь спрогнозировать расположение объекта или элемента на странице («вообразить» его), а потом уже изображать его. Уметь разбивать объект на элементы и планировать, как каждый из них изображать. Уметь «держать строку», т.е. соблюдать при изображении символов горизонталь и не менять размер символов. Уметь делать переносы — т.е. уметь заранее прогнозировать, что не помещается в строке, и начинать новую строку до того момента, как уже безнадёжно замельчил буквы и залез на поля. Уметь делать штрихи разного типа, разной формы и в разных направлениях, ну и так далее.
Многие эти «микронавыки» не привязаны собственно к письму — их можно осваивать, к примеру, при рисовании, при выжигании и даже при вырезании или создании аппликаций. А уметь писать собственно конкретные требуемые буквы в требуемом начертании — это самая верхушечка навыка письма в целом. Освоить написание письменных букв несложно и не требует сотни повторений каждой закорючки в прописях, если создана нужная база.
Что-то точно нарисовать: интересный узор или орнамент, где требуется точный контроль каждого штриха. В таких заданиях нужны умение разбивать объект на элементы и компоновать на листе, пространственное мышление, зрительно-моторная координация, точная моторика.
Задания для освоения начертания отдельных букв.
Написать что-то печатными буквами. Но это не просто задания на переписывание – нужно что-то придумать, разгадать, вспомнить, задания, в которых нужно формулировать и письменно выражать мысли, то есть овладевать умением писать в более широком смысле. При этом инструкции к заданиям даются письменными буквами (мне пришлось вспомнить – я так уже больше 15 лет не писал, а Никита сначала повозмущался, но потом привык и легко мог всё прочитать).
Особых требований, кроме добросовестности и своевременности, нет. Но всегда отмечается аккуратность, детали, которые получились хорошо, верно написанные сложные слова и, естественно, содержательно интересные варианты и идеи.
Когда многие «микронавыки» письма освоены (буквы перестают прыгать, менять размер и залезать друг на друга, между словами есть пробелы, а между строками – интевалы), пора попросить ребенка те из букв, которые он умеет писать «письменно», изображать так.
Далее появляются задания на копирование каких-то забавных фраз письменными буквами.
И, собственно, в течение месяца Никита запомнил начертание всех букв (при необходимости бегал к плакату на стене уточнить) и освоил письмо письменными раздельными буквами.
А когда он узнал от учительницы, что буквы должны соединяться, легко начал их соединять.
Сейчас, когда Никите 9 лет и весной будет аттестация за третий класс, мы продолжаем заниматься не совсем так, как принято в школе. Мне все еще кажется, чтобы человек научился письменно излагать мысли, он должен, в первую очередь, практиковаться в их изложении, а каллиграфия и грамотность постепенно приложатся (впрочем, к моменту окончания школы и то, и другое будет столь же актуально, как умение писать гусиным пером).
Почти каждый день Никита получает тему небольшого эссе (иногда сам её предлагает) и пишет его. Конечно в первую очередь мы, как благодарные читатели, реагируем на содержание эссе: интересные сюжетные повороты, художественные приёмы и юмор.
А вечером я делаю пометки зелёным и красным карандашом. Красным я отмечаю ошибки, которые, по моему мнению, он легко мог бы не допустить: знакомые слова, легкие правила орфографии, написание с большой буквы или пропуски букв и пр. Зелёным я отмечаю те вещи, в которых он раньше, бывало, делал ошибки. Никита сам просматривает пометки, а я стараюсь при необходимости пояснять, что к чему.
Периодически я объясняю в общих чертах какое-то новое правило, ориентируясь на сложность правил и на то, насколько часто он делает ошибки какого-то типа. Если он и так чувствует, как правильно писать в каких-то случаях и пишет безошибочно, то, собственно, и обсуждать нечего.
Теперь вот с интересом наблюдаю, что выходит из наших ежедневных эссе, и думаю, что делать дальше. Нужно ведь будет рано или поздно подступаться к «официальной» программе, с разбором по составу, склонениями, спряжениями, причастными и деепричастными оборотами… Но для этого, по нашей логике, нужно ещё набить руку в технике письма и в контроле простых правил. Надеюсь, как и в прошлые годы, мы разберёмся с этим за пару месяцев перед аттестацией.
Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.
Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?
История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Сергей день добрый! Прочла вашу статью, основанную на вашем личном опыте и обрадовалась…Как хорошо, что мы не разучились мыслить. Первый мой сын (он родился вначале девяностых и уже совершеннолетний) учился осваивать каллиграфические секреты, и мы сообща достигли очень хороших результатов, дочки уже умеют писать, с ними я долго занималась подобному вашему методу, а вот самая младшая старается повторять задания из прописей.. и действительно наблюдаю, что пока не вмешаюсь со своими способами- результата как будто не видно. Больше игры в обучении следует применять, а у нас тесты и оценки да постоянные гонки в успехе: Кто лучше, кто быстрее…А главное, как прекрасно, что в семьях имеются такие как вы мама или папа, интересно то как…, экспресс- методы мы также применяем постоянно!
Замечание знакомого специалиста: письмо от руки — необходимое условие умственного развития, ибо последнее крепко им обусловлено: писать = воспринимать (запоминать, понимать, усваивать и пр.) Причём обусловлено нейронными связями. Печатать на машинке для мозга — это просто получать короткие удары по подушечкам пальцев.
Большое спасибо, чудесные упражнения! взяла на заметку — завтра дам несколько своему домашнему первоклашке.
Замечательно! С письмом понятно, но как же Вы все-таки разобрались со сконениями, спряжениям и падежами, разюором по членам предложения? Мой сын пишет грамотно (почти), но категорически отказывается делать все эти граммматческие разборы. на атестаци это все будет, учительница уже объявила. а он ни в какую — мне не интересно и все тут!