«Железный зуб», нож – древнейший инструмент и оружие человека — давно уже не является основой выживания. Вовсе не обязательно вооружаться стальным клинком, чтобы защитить свою семью, обезопасить собственную жизнь и утвердиться в обществе – на то существуют более цивилизованные способы. И тем не менее, как бы стремительно эти способы не развивались и не множились, сочетание разящего металла и крепкой деревянной рукояти всегда будет привлекательным для представителей сильной половины человечества – от мальчишек до взрослых бывалых мужчин.
Для Максима Прожеварова из Мурманска нож – это не просто эстетика и функциональность. Это завораживающая красота: «Нож –как ещё один орган, продолжение руки, — мечтательно произносит Максим, — это железный коготь, ещё один палец. А продолжение человеческой руки просто не может быть некрасивым».
Это и некий мистический аспект: «Подсознательная тяга к ножу как к разделяющему материю на части, как отделяющему живое от неживого».
И, наконец, — каждодневная работа и даже свободное творчество.
Максим, филолог, учитель русского языка по образованию, три года назад покинул уютный офис одной из безликих российских компаний. Хотя вроде бы тому не было никаких видимых оснований: фирма не бедствовала, Максиму-менеджеру доверили «топовую» директорскую должность.
— Просто надоело, — объясняет свой выбор наш герой. – Надоела эта однообразная жизнь по правилам «дороже продай – дешевле купи», она стала казаться пустой и какой-то… ненастоящей.
А настоящее – вот оно: разнокалиберные молоты, наковальни, дышащие жаром горны, населяющие некогда пустынный цех на улице Колхозной в Мурманске. Кузница эта — воплощение государственного гранта в поддержку частных предпринимателей, заявку на который подал Максим, когда принял решение оставить директорское кресло.
И с тех пор здесь, в этой святая святых старинного ремесла, куются не только произведения оружейного искусства, но и — судьба человека, независимого от современных условностей.
— Я не могу сказать, что исключительно ножи – моё призвание и вдохновение. Хотя на них, безусловно, мы с моей командой делаем основной акцент: нож – это главный сувенир, который везут из Заполярья. К тому же каждый наш клинок уникален: его узор возникает из многократно наложенных друг на друга слоёв металла – возникает стихийно, самобытно. А это особенно ценится. Когда-то я начинал с обработки чужих поковок, потом дорос до своих дамасков (вида стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности – прим.ред.) – их на севере от нас до Питера никто не делает. Вообще меня покоряет возможность создавать красивые и полезные вещи из разных материалов.
Что, кроме ножей? Талантливому умельцу, полностью самоучке, в своё время ничто не помешало освоить и кропотливое ювелирное мастерство. Однако пока не до «ювелирки», есть дела поважнее.
Вот дочка Саша с подружкой Женей приходят в кузницу, в настоящее время девчонки заняты изготовлением… меча.
Максим не видит в этом ничего особенного:
— Я сам увлекался когда-то историческим фехтованием, дважды чемпион Севера на двуручных мечах. Женина мама из той же субкультуры, вот и выросли дети, «средь оплывших свечей и вечерних молитв» (В.С. Высоцкий). Такие дети просто «болеют» мечами и прочей средневековой атрибутикой.
К слову, отец учит дочь не только уверенно орудовать молотом да наковальней, но и посвящает в тонкости обращения с ниткой и иголкой. Александре скоро 16, она будущий дизайнер, и Максим с присущей ему виртуозностью помогает дочери выполнять творческие домашние задания. «Мы вместе шьём, точнее, я её учу», — улыбается мастер.
Ещё одна грань творчества нашего героя — изготовление причудливых фигур буквально из «подножного» хлама. В ход идут мотоциклетные цепи, рамы, трубы, болты-гайки, обрезки металла. Диковинные футуристические изваяния неоднократно были задействованы в фестивалях живых скульптур. В образе «Альтернативная реальность» была использована железная рука, а в композиции «451 градус по Фаренгейту» — забавная металлическая собачка, которая теперь приставлена охранять вход в кузницу. Все скульптуры – «просто из головы», без предварительных чертежей, планов и рисунков. В будущем, надеется Максим, эта способность творить удивительное, можно сказать, из ничего приведёт его к работе в кино, где он сможет воплотить ещё одну мечту: создавать антураж и костюмы для фантастических фильмов.
А пока в родном Мурманске, почти в центре города, появилась нестандартная достопримечательность: 2,5–метровая гитара работы Максима Прожеварова прибоченилась на улице Ленина, напротив входа в рок-бар. «Памятник рок-н-роллу» — так назвал своё творение неутомимый энтузиаст.
— Нравится, — продолжает кузнец, — делать то, во что можно вложить частичку своего времени, жизни, души. Многое, к сожалению, не успевается, но Бог даст – ещё получится.
О времени подмечено неслучайно. Максим делает свои клинки подолгу, тщательно. Считает, что здесь важнее не сроки, а настроение. И выбранная технология, разумеется. Оттого бывает, что «долгострой», лежавший год, заканчивается за день. Или – никогда.
К тому же сам процесс изготовления, а не конечный результат дарит чувство профессиональной гордости, считает мастер, — когда понимаешь, что навыки растут и всё получается. Самым же сложным во всем этом процессе остаётся, по-прежнему, бизнес. Вопросы цен, доходов и выживания; обыденная необходимость продавать необыденные изделия.
К счастью, сфера их использования, по мнению Максима, совершенно не ограничена:
— Применение таких ножей? Просто в жизни. Сам по себе нож — это сугубо мирный инструмент, остальное зависит от владельца, его понимания, что такое «оружие» не даёт ему власти и безнаказанности, — тогда можно всегда держать нож при себе и «завести» себе столько ножей, сколько душа просит.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.
От экологии насекомых к изучению поведения людей – крутой поворот на профессиональном пути произошёл, когда выяснилось, что у сына аутизм…
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.