С появлением в России Дня отца 23-му февраля возвращается его первоначальное значение. Это не просто праздник мужчин, а день тех, кто посвятил жизнь службе в вооруженных силах РФ, и тех, кто выполнил свой срочный воинский долг. Когда-то таких среди мужского населения страны было большинство, теперь – около половины. А есть те, кто продолжает служить Отечеству, даже уйдя на гражданку, и пытается разбудить в современных мальчишках малознакомое им ощущение, что именно они – опора и защитники своей семьи, дома и Родины. Журнал «Батя» пообщался с одним из таких педагогов.
Владимир Петрович Крюковский – председатель Союза ветеранов Военно-Морского Флота Чувашской республики, руководитель водной практики при Чебоксарской объединенной технической школе ДОСААФ и руководитель выездной Школы юнг, уникального проекта, позволяющего мальчишкам со всей страны познакомиться с флотом и морем.
Он выражается прямо и иногда резко. Не говорит лишнего. На вопросы часто отвечает: «так точно». Не может оставаться равнодушным и не умеет быть гибким, когда его что-то по-настоящему беспокоит. Участие в операциях в южных странах, поддержку которым оказывал СССР («Мы до сих пор под подпиской о неразглашении», — говорит), научило воспринимать действительность однозначно.
«Докладываю громким голосом, — произносит он четко, — Россия всю жизнь воевала. Ни одного года еще не было, чтобы Россия где-то не воевала, чтобы не требовались свои воины». На недоуменное: «А как же знаменитое “хотят ли русские войны”?..» — отвечает: «Не хотят, но у нас это не получается».
Он уверен, что мальчишкам нужно мужское воспитание, в том числе умение стрелять, бросать гранаты и иметь навыки элементарного выживания. А если это не пригодится именно в бою – так и хорошо. Зато закалка – крепкая, мужская – никогда не помешает.
Ну что сказать? Могу характеристику прислать. Родился в селе Кугеси, в Чувашии. Вырос, школу окончил. Моряк в четвертом поколении. С самого детства мечтал о флоте. Все мои прадеды, деды, отец были моряками. И сын мой моряком будет – в пятом поколении.
Это с молоком матери впиталось. И отец был примером, конечно. Он отслужил пять лет срочной службы, был чемпионом Тихоокеанского флота по боксу в тяжелом весе. Вернулся домой – и понеслось, как у всех. Но флотская закалка дала свои результаты.
Мы волжане. Большую часть выходного времени всегда проводили на Волге: рыбалка, прогулки шлюпочные или под парусом. Это все заряжает!
Сам я отслужил три года срочной службы на Северном Флоте, вернулся домой и активно включился в военно-патриотическую работу.
У меня четверо детей. Сыну младшему 17 лет. Три дочки взрослые. И уже есть внук.
Когда меня спрашивают, как при большой занятости успевать воспитывать детей, у меня совет простой: каждую свободную минуту времени надо просто проводить с ними. Не валяться на диване, не упираться в телевизор, ноутбук, игрушки какие-то, а быть с детьми.
Готовишь ты супчик – возьми детей и иди готовь. Вот у меня сын прекрасно научился готовить, у него изумительно получается флотский борщ. Даже у мамы его так не получается, как у него. А дочки прекрасно готовят торты, пирожные, безе, потому что мама по образованию кондитер, кулинарное училище с отличием окончила. Но все остальное – мясо, рыба – это у нас чисто мужское. В свое время я много готовил, а сейчас уже все выросли, сами готовят.
Отдых у нас всегда активный был. Зимой – лыжи, коньки. И самая популярная зимняя игра – совместная уборка снега и откапывание машины. Так что дети у меня всегда были к труду приучены. И к дисциплине.
Элементарно же: делай как я. Вот и все.
В патриотической воспитательной работе тот же принцип: делай как я, посмотри на меня.
Вот вы говорите: «времена изменились». Нет, времена не меняются. В каждом мальчике заложена генетически функция защищать свою семью, свою жену, своих детей, свою Родину. Моя задача вытащить эту функцию, потянуть за эту ниточку. Но не у всех это открывается. Не у всех… Обстоятельства разные семейные накладывают свой отпечаток. В 95 процентах открывается.
У нас кружок «Юный патриот» при школе ДОСААФ, там есть морское направление. И это детей увлекает. Устраиваем шлюпочные походы, гонки, соревнования по водным видам спорта. Здесь не за компьютером надо сидеть, а, допустим, взять весло и грести. А можно грести в команде. И тут вдруг оказывается, что это так здорово – работать в команде! Не в стрелялку играть командой, а вживую. Сплавать на левый берег Волги и обратно. Интересно, нормально! Мы ребят возвращаем в реальность.
Ребята постарше сами нас находят, кого-то родители приводят. Приходят, пробуют – кому-то нравится, кому-то нет, кто-то остается, а кто-то убегает после первого раза. Дисциплины боятся. Не привыкли старших уважать. Не знают понятий таких, как один за всех и все за одного. Не понимают правило: сказал слово – держи. А у нас только так. Если ты делаешь шаг вперед, ты должен дальше идти. Если сказал, «я смогу» — уже нет слова «не смогу», его просто не существует на флоте.
Некоторые мамы говорят: «Ну это же дети!» Отвечаю: а кого это волнует? Они идут во взрослую жизнь. Сейчас многие дети из семей, где мужчина присутствует только документально; в лучшем случае, он где-то на заработках. То есть отцов в семьях нет. Но вот мальчишки подрастают, и кто-то же им должен дать ту информацию, которую они могут почерпнуть только в мужском сообществе.
Четыре-пять раз в год я провожу выездную школу юнг. Летом у нас поисковый отряд действует в Крыму. А в другие каникулы, я беру группу ребят человек 10-20 и отвожу на флот. Не только из Чувашии. У меня были делегации из Екатеринбурга, Красноярска, Вологды, Перми, Кирова, Москвы и Подмосковья. Со мной родители связываются и узнают, когда, что, можно ли поехать. Если места есть, включаем в группу, объясняем, что нужно, как ребенка подготовить.
Вот мы прилетаем с ними в Калининград: через час-полтора дети уже на боевом корабле. Без телефонов – на территории воинской части их обязательно сдавать. В замкнутом пространстве. В мужском сообществе. И им нужно оперативно влиться в экипаж.
Первоначально начинается зуд, потому что телефонов нет, и руки – особенно правая – начинают чесаться, потому что нажимать нечего. А вместо телефона есть инструкции, которые надо читать, листая страницы, и вникать. На второй день чесотка проходит, мозг начинает работать в нужном направлении.
Истерик, капризов особо не бывает – перед кем тут истерить-то? Такие же дети, сверстники. Приходится быть на высоте, никто себя не хочет слабаком показать. Они хотят выглядеть крутыми, но оказывается, крутизна не в том, какой у тебя гаджет и сколько ты очков набрал в игре компьютерной. Открываются настоящие мужские отношения. Помочь тебе может только твой товарищ, с которым ты рядом спишь, кусок хлеба делишь и выполняешь какую-то работу. И эти простые вещи быстро доходят до них. Потому что здесь все как на ладони, как на рентгене видно, какой ты человек, как ведешь себя по отношению к остальным.
Есть правда и такие дети, до которых не доходит. Это печальный случай. Домой мы таких не отправляем – но они просто тихонечко проводят время, мы их особо не тревожим.
А для всех остальных день расписан поминутно. Встал, постель заправил – не как попало (мама потом сделает), а как положено, себя в порядок привел. Каждый день стирка своего исподнего. Приборка на корабле – утром, днем и вечером. Чистота должна быть такая, что, если я в белой рубашке на палубе лягу, я в белой же рубашке и встану. Мне мамы иногда звонят и рассказывают, что дети их теперь полы учат мыть. «Вы тут, — говорят, — не знаете, что значить мыть палубу!» А до этого и веника-то в руках не держали. Это тоже уже результат.
Именно выездная школа юнг – такой проект один. Никем не поддерживаемый, кроме ветеранов военно-морского флота, родителей и патриотически настроенных бизнесменов – есть такие, кто сами проходили службу в вооруженных силах Советского союза и кому небезразлична судьба России. Настоящие патриоты, а не которые любят поговорить о патриотизме.
Но в поездках я часто в аэропортах и на вокзалах встречаюсь с другими ветеранами вооруженных сил, которые тоже везут детей в свои части, где служили, чтобы показать им вживую, что такое армия. Нас не очень много по всей России. Несколько десятков человек всего. За свои деньги или на деньги меценатов мы это все организовываем. Я пока не видел, чтобы государство как-то помогло тем, кто ведет такие военно-патриотические проекты, напрямую связанные с Министерством обороны.
Сколько сам на гранты подавал заявки – то бала не хватило, то полбала, — ни разу не получил помощь. Не знаю, почему.
России нужны воины, нужны защитники, но сейчас в школах их не воспитывают, а воспитывают такие товарищи, как я.
В школах сейчас вообще никакой программы начальной военной подготовки нет, а ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности – часто ведут люди, которые понятия не имеют, о чем речь. Женщины, пенсионеры, физкультурники, которым в нагрузку дали. Они не знают, как автомат в руках держать, как гранату кинуть, как выжить хотя бы в первые две минуты боя. Что они могут детям сказать?
В результате в армию приходят парни абсолютно сырые, не готовые ни к чему. Только 10% что-то умеют. А остальные годятся только на то, чтоб территорию воинской части подметать. И чему можно с нуля научить за год?
Сейчас создаются Юнармия и учебные центры военно-патриотического воспитания молодежи, чтобы привлекать и готовить заранее. Но этого мало.
Надо возвращаться к истокам, вспомнить, что веками для православных воинов главный смысл заключался в словах: «за други своя»!
Понятно, вы не хотите воевать и не хотите, чтобы дети ваши воевали. Но кто, в случае чего, пойдет вас защищать? Я и другие ветераны вооруженных сил? У нас в Конституции записано, что защита Родины – долг каждого мужчины. А он не умеет ничего…
Для того, чтобы детей защитить, мы и должны научить их и стрелять, и гранаты бросать, и кросс пробежать, и отжаться, и плавать, и машину водить. Они должны уметь все. Это подготовка к взрослой жизни. А не так, чтобы мальчик встал, и мама за него постель заправляет: «Ой, сынок, поспал бы еще часик, бедный, устал, не выспался». Надо пинками его поднять и сказать: «А ну, марш на зарядку, два круга вокруг дома!»
Да, бывает нелегко. Но когда у нас мальчишки из Школы юнг возвращаются и другим ребятам о впечатлениях рассказывают, между детьми недопонимания не возникает. Но часто возникает вопрос: «А зачем тебе это нужно?» И часто наши ребята отвечают: «Мне понравилось. Я поеду в следующий раз!»
Заразить морской романтикой детей – не очень простая задача. Но побывав в реальных флотских условиях, в мужском царстве, мужской сказке, где все понятно, все просто, все напрямоту, где есть да и нет, черное и белое, многие мальчишки понимают что-то очень важное. И даже если они не приедут больше, этот опыт остается с ними навсегда.
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
Семь из семи человек, честно прочитавших эту книгу единодушно говорили о том, что будто заново пережили яркие моменты своего детства – пусть фрагментарно, пусть отрывочно, пусть неполно, но зато как правдоподобно!
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.