О святых князьях, силе и «слабости»

Как рассказывать детям о святых? Кто это такие и что у них может быть общего с выдуманными героями, любимыми современными детьми? Какие бывают святые и чем отличается их образ жизни от нашего? Журнал «Батя» продолжает серию публикаций о Божьих угодниках.

 

Читайте также: 

О святых, Карлсоне и стремлении к Богу

О мучениках, Золушке и успешности

О преподобных, усердных учениках и Спасении

О святых епископах и новогодних подарках

О юродивых, короле Дроздобороде и способности мыслить

 

Жил-был на свете храбрый принц, он совершил множество подвигов, освободил девушку из лап дракона, победил разбойников в окрестных лесах, а потом неожиданно отошел от дел и вместо того, чтоб жить-поживать да добра наживать, поселился в небольшом лесном домике, стал сажать капусту и читать книги. Такой сюжет вполне мог бы стать основой для сказки, но в жизни часто происходят совсем не сказочные события и люди, обремененные властью, могут ошибаться, а также бывают вынуждены поступать очень жестоко. Почему же они становятся святыми?

 

Сама по себе принадлежность к знатному роду не причина для прославления в лике святых. Тем не менее, еще на Руси появился особый тип святости для представителей княжеского рода, прославившихся как военными подвигами, так и особым отношением к Церкви. Их называли благоверными князьями. Самым известным из них стал Александр Невский.

Иллюстрация: heruvim.com.ua

Святой благоверный князь Александр Невский. Источник: heruvim.com.ua

Еще очень молодым человеком он помог новгородцам дважды победить западных рыцарей, налаживал отношения с Золотой Ордой, спас север Руси от монголо-татарских набегов и погиб в сравнительно молодом возрасте после очередной поездки в ставку великого хана. Перед смертью успел принять монашество.

 

Победитель проходившего несколько лет назад в стране конкурса «Имя России», покровитель Петербурга, один из символов Победы в Великой отечественной войне (здесь нужно сказать спасибо режиссеру Сергею Эйзенштейну и актеру Николаю Черкасову – создателям фильма «Александр Невский») – вот лишь малый список культурных кодов, связанных с именем этого святого. Сухие строчки биографии не объясняют такую популярность в народе, тем более что до сих пор некоторые историки упрекают великого князя в его покорной политике по отношению к Золотой Орде.

 

В 1257 году новгородцы перебили монгольских переписчиков. Эмоционально этот поступок можно оправдать. Уточненная статистика помогала ордынцам эффективно собирать дань, и людям казалось, что убийством чиновников можно облегчить свои страдания. Но стратегически это было грандиозной ошибкой – убийство посланцев хана означало немедленный завоевательный поход и разрушение города до основания. Спас ситуацию Александр Невский. Вместе с татарскими посланниками князь наказал и казнил зачинщиков заговора, а потом убедил новгородцев принять новых татарских чиновников и не мешать переписи. Невский был реалистом и понимал, что север Руси не может одновременно бороться с монголами и западными рыцарями. Победив одного противника, правитель сделал все, чтобы избежать войны с другим.

 

В конце концов, князь отдал свою жизнь ради спасения Родины. Он попытался отговорить нового ордынского хана забрать часть жителей Руси в солдаты. В те времена мужчины служили в армии очень долго. Если им удавалось выжить в многочисленных сражениях, то назад в семью они возвращались стариками. Для жителей Руси проблема была еще и в том, что служить пришлось бы, если говорить современным языком, в оккупационных войсках. Князь провел в орде сложные переговоры, ему удалось отговорить хана от желания рекрутировать русских, но во время пребывания в орде Александр Невский был отравлен. На Русь святой вернулся уже больным и вскоре умер. Тело князя похоронили во Владимире, а в 1724 году его мощи перенесли в Петербург.

 

Церковь прославила святого Александра Невского не потому, что он был идеальным правителем или миротворцем в буквальном понимании этого слова. Великий князь умел воевать, был хитроумным дипломатом и спасал не только страну, но и веру, жертвуя порой даже политическими интересами.

 

В каком-то смысле канонизация этого правителя превратила его в сказочного принца, и на месте реального человека в ХХ веке возник образ, сыгранный Николаем Черкасовым. Образ немногословного справедливого воина, говорящего почти евангельскими цитатами: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Впрочем, Церковь почти не участвовала в создании этого мифа.

 

Есть и другие истории святости русских князей. Первыми русскими святыми стали двое юношей, сыновей святого князя Владимира, Крестителя Руси. После смерти князя Владимира в 1015 году его сын Святополк захватил Киев и решил убить своего младшего брата Бориса. Теоретически Борис был опасным соперником в борьбе за власть. Его любил народ, с ним была верная дружина, но князь отказался проливать кровь и бороться за власть. На реке Альте, которая находится недалеко от Киева, Бориса в шатре смертельно ранят бояре, подосланные Святополком. Чуть позже еле живого князя добивают два варяга.

 

Два древнерусских памятника – «Сказание…» и «Чтение о Борисе и Глебе» – рассказывают, что перед смертью Борис просит убийц разрешить ему помолиться. Затем произносит очень длинный текст. Все это время посланцы Святополка терпеливо ждут. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл эту психологически недостоверную ситуацию проявлением «литературного этикета». Герои ведут себя так, как нужно агиографу, и древнерусский автор описывает события не такими, какими они были на самом деле, а такими, какими они должны были быть.

 

Еще драматичнее убийство юного Глеба. Князь, почти мальчик, узнает о смерти отца и старшего брата. Святополк обманом приглашает брата в Киев, возле Смоленска Глеб со слезами молится об отце и брате и в это время убийцы настигают юношу. Древнерусские тексты донесли до нас страстный монолог страдальца, который просит убийц не губить его молодость и оставить в живых. Все бесполезно.

 

Почитание этих святых началось очень рано, в конце XI века появились первые церковные службы святым страстотерпцам Борису и Глебу.

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Само это слово «страстотерпец» очень необычное. Это уникальный славянский тип святости. В основном так называли тех, кто добровольно выбрал страдания вместо защиты себя силой. Часто они – жертвы клеветы и политической ситуации.

 

Последними и самыми известными русскими страстотерпцами стали император Николай II и его семья. В 2000 году их прославление привело к множеству споров. Политическая деятельность последнего русского императора, отношения его семьи с Григорием Распутиным, отречение от власти – все это не давало людям считать его деятельность образцом святости, но комиссия по канонизации в своих документах подчеркнула, что семья Николая II — именно страстотерпцы. Они отказались применять силу или поднимать народ к восстанию, не захотели уехать из России (хотя им несколько раз предлагали это сделать) и умерли в мучениях в подвале дома Ипатьевых в Екатеринбурге.

 

Если Александр Невский и другие благоверные князья – это смельчаки и мастера действия, умевшие использовать все возможности для блага Церкви и государства, то Борис и Глеб, Николай II и другие князья-страстетрпцы – это люди, которые могли принести себя в жертву ради блага людей и единства Руси, люди, которые удержались от спасения своей жизни ценой чужой крови. И к тем, и к другим относятся евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Икона "Царственные страстотерпцы". Фото: photosight.ru, Nadezhda Podolskih

Икона «Царственные страстотерпцы». Фото: photosight.ru, Nadezhda Podolskih

 



    Автор: Андрей Зайцев, 22 июля 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист, редактор, преподаватель, специалист по древнерусским житиям. Сотрудничал с изданиями «НГ-Религии», «РЖ», «Нескучный Сад», «Фома», «Татьянин день» и др. Женат, воспитывает сына.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.

    У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?

    В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.