Роман Мадянов: «Побеждает тот, кто умеет ждать и терпеть»

Роман Мадянов попал на съемочную площадку школьником и с тех пор держит высокую планку мастерства. Картины с его участием завоевывают престижные международные и отечественные награды, а Роман Сергеевич продолжает работать, редко появляясь на светских мероприятиях. «Бате» Мадянов рассказал не только о кино, но и о том, как ему в жизни пригодились советы отца и деда и как сохранить семью в непростых условиях актерской жизни.

 

Роман Мадянов. Автор фото — сын актера Роман Мадянов мл.

Мадянов Роман Сергеевич — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1995). Родился 22 июля 1962 года в г. Дедовске Московской области. В кино снимается с детства. В 1984 году окончил ГИТИС (курс О.Ремеза). За 20 лет службы в театре им. В.Маяковского сыграл более 30 ролей. Снялся в 182 фильмах и сериалах. Занят в антрепризных проектах.Четырежды лауреат премии «Ника», дважды лауреат премии «Золотой орёл», премии «Созвездие», театральной премия «Хрустальная Турандот»(2007), а также обладатель других наград. Женат. Имеет сына.

 

Работать, ждать и не обижаться

 

— Роман Сергеевич, как вы оказались в кино?

 

— Мне было девять лет. Однажды отец, а он был режиссером на телевидении, взял нас с братом на съемочную площадку фильма «Перевод с английского». Снимался эпизод в школе: перемена, много детей участвует. Специально нас папа не продвигал, просто сказал девочкам-костюмерам: «Оденьте и моих двоих, пусть носятся вместе со всеми!» Одели нас в школьную форму, бегаем, вдруг меня кто-то хватает за шкирку и спрашивает: «Ты чей, мальчик? Ты кто?» Я показываю в сторону отца, мол, все вопросы и разговоры — туда. А вечером папа мне говорит: «Завтра едем на «Мосфильм» — встречаться с Георгием Николаевичем Данелия!»

 

Роман Мадянов с родителями и братом

 

Через неделю я уже отправился сниматься в роли Гекльберри Финна (к/ф «Совсем пропащий» 1973 г. по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», американскими кинокритиками признана лучшей экранизацией произведений писателя — прим. ред.). Данелия, Царствие ему небесное, второй мой крестный отец в кино.

 

— У Данелия был отеческий подход к актерам, и вы потом снимались у него неоднократно…

 

— Всегда делал это с удовольствием. Иногда это были эпизодики, но для меня было честью и огромной радостью приехать к нему на съемки. Порой просто «микрушные» эпизоды, как фильме «Настя», где я сыграл заместителя директора. А в «Паспорте» у меня сцена в очереди на выдачу паспорта – я там вообще приехал буквально на пару часов.

 

Дело в том, что Георгий Николаевич всегда старался приглашать артистов, с которыми уже работал. У него было замечательное отношение к людям. Он не забывал тех, кто оправдал его надежды и ожидания. Так дядя Женя Леонов был практически во всех фильмах – Данелия считал его своим «талисманом».

 

Георгий Николаевич Данелия с Романом Мадяновым на съемках фильма «Совсем пропащий»
— Вы работали с мэтрами российского кино. Что посоветуете молодым артистам? Надо напрашиваться на роль или как-то проявлять себя и ждать?

 

— Я ни разу сам не просился на роль. Во-первых, это глупость и огромное заблуждение — предлагать себя, при этом ничего собой не представляя. Надо заниматься своим делом.

 

Кстати, я ведь долго не снимался в кино, а работал в театре им.В.Маяковского, потому, что сниматься при руководстве Андрея Александровича Гончарова было сложно. Когда меня разыскал, позвонил Леонид Иович Гайдай и пригласил в фильм «Частный детектив или операция «Кооперация»», мне пришлось брать личное разрешение на съемки у Гончарова. Я немедленно прилетел к Гайдаю, и мы прекрасно поработали. Точно также позвонил Никита Сергеевич Михалков, у которого я снимался сначала в «12», потом в «Утомленные солнцем-2: Цитадель».

 

— Получается молодым остается работать и ждать?

 

— От молодежи я иногда слышу: «Снимался я у него. Что же это он меня в новую картину не позвал?» Значит, нет для тебя варианта! У многих молодых ощущение, что если сняли один раз, все, должны из картины в картину снимать. Таким образом, я сейчас должен начинать обижаться на Андрея Звягинцева, что после «Левиафана» он меня не взял в «Нелюбовь» и в следующие фильмы? Глупости! Надо проявлять себя – в кино, в театре, показывать результаты.

 

Почему меня приглашали? А потому что когда я достиг определенных успехов в профессии, за пять лет получив много разных наград, меня стали больше замечать профессионалы. Призы, просто так, «за красивые глаза», не дают, а в жюри конкурсов и фестивалей невольно присутствуют большие мастера, действительно серьезные режиссеры, которые смотрят материал, видят: есть что-то интересное, с этим артистом надо поработать! Вот в чем все дело.

 

Роман Мадянов с отцом Сергеем Вениаминовичем на встрече со зрителями

Отцовские советы и жизненный опыт

 

— А ваш папа готовил вас к жизни в творческой среде? Были «воспитательные разговоры» на этот счет?

 

— Было много хорошего и остерегающего. Я по сравнению с ним плохой воспитатель. Те уроки, которые я получил от отца, я до сих пор помню и пользуюсь ими. Отец, несомненно, был первым и главным учителем, и, как правило абсолютно все, что он говорил, сбывалось. Что любимому сыну отец может посоветовать, кроме хорошего? Чтобы не дай Бог, нигде не оступился, не сделал промашку, глупость или опрометчивый шаг. Говорил, что надо иметь уважение самому и никогда не позволять неуважения к своей профессии. Если с тобой лично не считаются – ладно, но когда не уважают твою профессию, этого терпеть нельзя. Надо отвечать мгновенно и сразу!

 

— А что еще посоветуете будущим звездам кино?

 

— Не гнушаться работы и наблюдать, впитывать впечатления.

 

Я, например, в студенчестве работал на хлебозаводе. Съемок у меня тогда не было, потому что я дал обещание в институте, что до четвертого курса сниматься не буду. Каникулы, деньги в семью нужны, и я устроился на полтора месяца. Работа была на приемке батонов в горячем цеху. Моей обязанностью было собирать и сбрасывать брак. Шкурка батона должна быть абсолютно целой, а сам он определенной пропечки и цвета. Если подгорел – брак, приклеился кусочек корочки к ленте – все, в продажу нельзя. Мне надо было укладывать батоны на поддоны, причем в рукавицах, потому что хлеб раскаленный. Укладывал, складывал в вагонетки и выкатывал их грузчикам. А они уже грузили батоны в автомобили для развозки хлеба. Линия встала – отдыхаем.

 

Помню, как девчонки из моей смены угощали меня, делая «горячий бутерброд». Брали корочки черного хлеба, между ними кусочек мяса со специями и в печь! Выходила такая вкуснятина!

 

Точно также на второй год учебы работал летом на овощной базе. Пришел туда грузчиком — загружал яблоки, картошку. На свежем воздухе целый день, чем плохо? Поработал не просто так, не бездарно, потому что все равно – опыт, наблюдение, воспоминания, огромное количество в копилку упало. Как про срочную службу в армии говорят? «Два года в мусорное ведро!» Для артиста, я считаю, нет! У меня сколько из этой службы вынесено, и сколько потом военных людей сыграно!

 

Роман Мадянов в сериале «Куприн»
— Вы ощущаете усталость от актерской профессии, в которой вы практически с детства?

 

— Через два года будет 50 лет творческой деятельности… А усталость приходит только когда я не получаю тех сценариев, где чувствую – можно что-то сделать, будет интересная история. Это не связано с тем, дадут ли за нее призы и т.д. Но любопытно, что во всех работах серьезно отмеченных в профессиональном сообществе, даже на сценарном уровне у меня был внутренний «щелчок». Это к вопросу об отцовских советах. Он говорил: «Прислушивайся к первому ощущению!»

 

Вспоминаю свои работы в кино и понимаю, что был «щелчок» в «Диком поле» и «Штрафбате». То же самое «В круге первом», и хотя данная работа не получила премий, это не так важно! «Левиафан» я однозначно почувствовал – здесь можно что-то сделать! Из новых работ, это, пожалуй, только «Домашний арест». О последних проектах не хочу говорить заранее: что-то получалось, что-то не очень. К сожалению, историй, где был бы этот «щелчок» сейчас немного и когда беру читать сценарий, часто грустнею, потому что вижу – из ничего надо будет сделать «конфетку».

 

Роман Мадянов в сериале «Домашний арест»

Взросление – на экране и в жизни

 

— Ваши первые роли в кино совпали с периодом взросления. Каким вам запомнился фильм В.Горлова 1976 года «Все дело в брате», где ваш герой воспитывает старшего брата?

 

— В прокате он прошел не очень шумно. Между тем, там замечательный сценарий – одна из первых работ Павла Лунгина. В Советском союзе юношеское и детское кино развивалось, делали чудесные картины. Тем удивительнее было для меня узнать, что сейчас все это практически рухнуло. А это означает, что мы теряем целое поколение. У меня интересная история была с картиной «Весенние перевертыши».

 

— У вас там тоже центральная роль…

 

— Да, роль Дюшки Тягунова. Фильм был снят по одноименной повести Владимира Федоровича Тендрякова. В СССР эта картина прошла скромненько. Отметили сценарий, написанный, кстати, самим Тендряковым, и все. Но неожиданно в странах восточного варшавского договора эта работа буквально взорвала бомбу! Из ГДР, Чехословакии и т.д. мешками пошли письма. Я переписывался с ребятами из Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии. Там этот юношеский фильм произвел колоссальное впечатление на подростков.

 

Это ведь, по сути, история становления молодого человека: первая влюбленность, первые страхи, открытия, когда парня просто распирает необходимость сделать выбор, с кем он пойдет дальше – будет разбивать лягушек о стену или займет светлую сторону? Герой делает первые открытия и в человеческих отношениях, постепенно своими маленькими мозгенками понимая: он попадает в большую жизнь.

 

— Вы хорошо понимали своего героя?

 

— Да, тем более что там был изумительный материал. Тендряков — талантище, великий советский писатель с совершенно потрясающими повестями и образами. Многие его произведения были экранизированы. Глыба был человек. По возрасту все совпадало со мной, и я «шел» за Дюшкой Тягуновым.

 

Там есть момент, когда он разговаривает со старшеклассником – Левкой Гайзером. Тот дал ему почитать книжку про астрономию, и у Дюшки от прочитанного «снесло крышу»! Он понял, что земля — песчинка в огромном мире, а человеческая жизнь – миг. Столько сразу всего навалилось, плюс собственная фантазия, что даже стало страшно. Как дальше жить, что делать? Смотришь в небо — столько звезд! А до любой из них лететь, мамочки, жизни не хватит! Так воображение разыгрывается… Вот это со мной было, потому что до прочтения повести Тендрякова я про астрономию ничего не знал.

 

Роман Мадянов в фильме «Весенние перевертыши»
— А что вы скажете о вашем участии в фильме «Про Лелю и Миньку» по детским произведениям Зощенко? Это вас вдохновляет, как пример возрождения детского кино в России?

 

— Я получил колоссальное удовольствие от работы с замечательными партнерами. А какие прекрасные дети там снимались. Чудная атмосфера. Работа завершена, но печально то, что на такие постановки сейчас в России совершенно не дают денег! Как вынуждены биться авторы и создатели подобных картин, чтобы получить хоть какую-то копеечку и умудриться снять кино. Признаюсь, что я согласился сняться и снялся бесплатно в этой картине.

 

Роман Мадянов в фильме «Про Лелю и Миньку»

Занятие для настоящих мужчин

 

— Во многих фильмах можно заметить, что вы в хорошей спортивной форме. В вашей жизни всегда присутствовал спорт?

 

— Профессиональным спортом я никогда не занимался, но мальчишки и молодые люди моего поколения в этом и не нуждались. Нам не надо было тренировок, потому что мы домой приходили без задних ног! Летом плавали — надо было опробовать две речки, пять-шесть прудов за день. На велосипедах носились по лесам и прочее. Так что физическая нагрузка в этом плане была колоссальная.

 

А еще хоккей, футбол… Для хоккея у нас были склеенные, сбитые гвоздями клюшки – хороших было не найти и мы невозможно уродовали старые лыжи. Отпиливали конец, который загнут и приматывали изолентой палку. Таким образом из лыжи получалась нижняя игровая часть клюшки, которой бросали шайбу.

 

Тогда фантазия работала, не волнуйтесь! Это сейчас все есть, а у нас ничего не было. То, что появлялось на экране, мы воплощали собственными руками. Любимым предметом в школе, конечно же, была физкультура, где нам давали в волейбол поиграть. Так что я в спортивные секции не ходил. Просто стиль жизни у нас был другой.

 

Роман Мадянов с братом Вадимом Мадяновым
— В детском фильме «Все дело в брате» ваш герой Фрол отменно стреляет по жестяным банкам. А вы сами рано научились стрелять?

 

— Да, меня приобщил к охоте мой дед по отцовской линии, он из уральских казаков. Рома – мой сын, пока не очень интересуется этим, хотя пытался.

 

Но я вспоминаю себя, что тоже не сразу пришел к таким вещам. Деду чистил к охоте ружье и все, но где-то к 6-7 классу школы или даже позже меня вдруг «торкнуло» — я понял, что охота и рыбалка это такие увлекательные вещи! Что касается рыбалки, я абсолютно «нырнул» в это дело. Потом был период охоты, затем перерыв, а сейчас начался мой второй охотничий этап. Я вернулся, но сделал определенные выводы.

 

— Что вы имеете в виду?

 

— Например, на некоторые виды животных я теперь не охочусь и т.д. Охота это замечательное увлечение, азарт, страсть и абсолютно мужское занятие. Но это также целая философия: этические нормы, поведение, правила.

 

Причем подготовка приносит не меньше удовольствия, чем сам процесс и добыча дичи. Я могу пойти в магазин и купить любое мясо или могу поехать на охоту и ничего не добыть. Но это не значит, что я расстроен. Я получил огромное удовольствие, посмотрел-понаблюдал, пообщался с людьми, которым я доверяю. А на охоте я бываю только с проверенными людьми. Я знаю, что это трезвые ребята, которые в мою сторону не посмеют поднять оружие и будут себя вести соответственно.

 

Я стреляю хорошо, но, хотя и говорят, что мастерство не пропьешь, навыки, если долго не практикуешь, пропадают. Дед советовал: «Не очень уверен в себе – поезжай в стрелковый клуб, постреляй по тарелочкам и мишеням, чтобы ощущение уверенности вернулось. Даже опытные охотники не считают зазорными такие тренировки. Самое главное не сделать подранка. Если собрался стрелять — стреляй точно, когда уверен на 100%. А когда есть хотя бы один шанс, что этого не произойдет, лучше не нажимать на курок, и это не плохо, а наоборот, хорошая выдержка охотника».

 

Охота учит мужчину многим очень ценным вещам в жизни: не торопиться, не делать скоропалительных выводов. Побеждает тот, кто умеет ждать и терпеть. Это серьезные философские вещи, которые вырабатываются на охоте, а затем автоматически переходят в жизнь.

 

Роман Мадянов. Автор фото — сын актера Роман Мадянов мл.

Верные приоритеты

 

— Чем занимается ваш сын?

 

— Рому интересует фотография, но пока он ищет себя. Я стараюсь не дергать его особо — у него, как и у многих современных молодых людей, сложное положение. Нашей молодежи сейчас тяжело. С одной стороны, много возможностей, с другой, «нужны люди с опытом работы». Получается замкнутый круг! А где молодой человек получит опыт работы, если он работать не будет? Он же должен этот опыт где-то приобрести?

 

Роман Мадянов с сыном Романом
— Вы сказали в начале беседы, что считаете себя плохим воспитателем, почему? У вас крепкая семья, что редкость в актерской среде…

 

— Многое по части воспитания легло на Натальины плечи. Возможно, я плохой воспитатель потому, что у меня не было достаточно времени, чтобы уделять его любимому сыну. Я – добытчик, и моя позиция состоит в том, что мужчина должен приносить деньги в семью и поддерживать дом. У всех разные жизненные ситуации, но я считаю: есть ноги и руки, уже радуйся этому обстоятельству, и, если ты мужик, думай, что можешь сделать для семьи.

 

— Как сохранить семью в непростых условиях актерской жизни? В чем секрет крепкой семьи?

 

— Тусоваться поменьше, возвращаться в семью, стараться не пускать посторонних. Хотя к нам каждую неделю приезжает огромное количество друзей, и мы не считаемся оторванными от внешнего мира. Не могу сказать, что вот, я Наталью никому не показываю. Она сама не публичный человек, никуда не ходит. Я иногда с Ромкой бывал на тусовках, но я их не очень люблю, иду, только когда надо. Попросил Никита Сергеевич (Михалков – прим. ред.) приехать — надо уважить человека.

 

Поэтому и сохранилась семья. А что еще сохранять по большому счету? Какие еще ценности существуют, даже включая профессию? Будет профессия или нет, семья-то все равно остается, так что надо грамотно расставлять приоритеты.

 

Венчание Романа и Натальи



    Автор: Марианна Николина, 7 июля 2019 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Журналист. Пишет про автомобили и людей, вместе и по отдельности. Верит, что свобода, равенство, братство и христианство спасут мир.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.

    Дочка изобретателя, правнучка знаменитого скульптора, потомок древнего английского рода Виктория Шервуд уверена: историческая и семейная память помогает человеку лучше понять самого себя.

    От экологии насекомых к изучению поведения людей – крутой поворот на профессиональном пути произошёл, когда выяснилось, что у сына аутизм…

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.