Ограничение телефонов в российских школах кажется немыслимым. Современный ребенок на связи чуть ли не с пеленок – и вот он один на один с окружающей действительностью, пусть и в школьных стенах. Инициатива министерства просвещения вызвала вполне ожидаемую бурную дискуссию. Однако я для себя ничего нового не увидел. Вот уже несколько лет живу без связи с детьми по несколько часов в день.
Когда дети уходят в школу, я знаю, что в ближайшие четыре-пять часов их не услышу, они меня тоже. Учителя с первого дня требуют убавлять звук при входе в класс. Правило, которое неукоснительно действует не первый год. Сначала оно вызывало дискомфорт. Сейчас проще — привыкли.
В нашем детстве и домашние телефоны были далеко не у каждого. Если память не изменяет, я учился в четвертом классе, когда дома появился стационарный телефон. Родители смогли меня хоть как-то контролировать лишь в десятилетнем возрасте. До этого вся наша семейная жизнь строилась на доверии и относительной дисциплине. Помогали бабушка с дедушкой, но часто приходилось самому следить за временем, самому разогревать обед, собираться в школу. В случае затруднения с уроками, маме не позвонишь, вопрос не задашь.
Как-то жили, выкручивались.
Выручало еще и то, что окружающие люди в большинстве своем были человечны. Одинокий ребенок на улице крайне редко вызывал криминальный интерес у негодяев. Жила вполне обоснованная уверенность, что в случае неприятностей посторонний человек не пройдет мимо, обязательно протянет руку помощи. Я совершенно спокойно садился в автобус и ехал на тренировку в другой конец города. Так же спокойно возвращался.
Конечно, жизнь за тридцать лет сильно изменилась. У нее совершенно иной ритм, она диктует новые правила, и не всегда бесхлопотные. Сегодня ребенок действительно должен быть на связи, но телефон по дороге в школу и телефон в самой школе — это разные вещи. В классе может быть единственное средство связи — телефон учителя.
В телефонах моих детей интернета нет – и пока я категорически отказываюсь его подключать. Позже – да, а сейчас для игр и работы во всемирной паутине есть личные домашние планшеты. Этого вполне достаточно, чтобы не отстать от мира.
Знаю, что оставшись без альтернатив, мои дети на переменах бегают и получают замечания от дежурных. Вечером я рассматриваю красные послания в дневнике, делаю внушения, а в душе детей полностью поддерживаю. Уроки нужны для учебы, а перемены – для отдыха.
Ребенок со смартфоном — это две крайности. Он либо удобен, либо опасен.
Удобен в первую очередь учителям. Он мало бегает, мало бедокурит, от него меньше всего проблем. Выйдя на перемену, тихонько сидит в уголке, никому не мешая. Человек — закрытая книга. Нет смысла напоминать, к чему все ведет. Сказано, пересказано…
С другой стороны, смартфон в детских руках зачастую орудие провокации. В социальных сетях не иссякает поток роликов, где школьники издеваются над сверстниками. Издеваются на камеру, специально. Не будь в детских руках телефонов, каждая вторая драка потеряла бы смысл.
В этом контексте идея о смартфоне как средстве экстренной связи и канале «SOS» выглядит сомнительно. У жертв школьных разборок есть телефоны, однако полиция, общественность и родители узнают о случившемся уже по факту, из интернета, когда ролик становится достоянием всего мира.
Ну и наконец, в школе не так страшен смартфон, как его «начинка». Многие дети в последнюю очередь воспринимают свои смартфоны, как средства связи. Для большинства — это игровая консоль, видеокамера, интернет-портал, шпаргалка, да что угодно. Возможность позвонить — функция второстепенная. Сами дети очень редко звонят родителям – подтвердит кто угодно. Дети со смартфонами в нас почти не нуждаются. У них уже есть свой мир, в котором родителям не остается места.
Дети со смартфонами напоминают стариков: так же сидят на лавочке, погрузившись в мир альтернативной реальности. Живут, минуя собственное детство.
Пожалуй, корень многих проблем в организации досуга. Забери у детей привычную игрушку и придется что-то придумывать.
Я уже как-то писал, что в моей школе, на большой перемене проводилась двадцатиминутная дискотека. В спортзал на пляски под «Modern Talking» и «Ласковый май» сбегались даже двоечники и прогульщики.
В начальной школой проще. В одной из сельских амурских школ как-то увидел удивительную картину. Вчерашние детсадовцы с удовольствием играли в незаслуженно забытые «Цепи-цепи кованные». Предводителем выступала родная учительница – да, в данном случае все зависит лишь от инициативы педагога.
Коллективных игр масса, и, к счастью, правила еще не забыты: девчачьи резинки, гимнастические скакалки, те же классики можно было бы нанести краской прямо в школьной рекреации. Места много не займут, материальные затраты минимальны. Все это простые и понятные инструменты, прошедшие проверку десятилетиями.
В теплое время года достаточно было бы открывать двери запасного выхода и выгнать всех желающих на школьный стадион. Даже десять минут побегать и поорать вполне достаточно, чтобы снять накопившееся напряжение.
Возможностей заполнить вакуум вокруг детей много. Нужно лишь не бояться оторвать их от телефонов. Хотя бы на четыре-пять часов в день. Дать им возможность вернуться в детство.
В идеале при запрете смартфонов каждая школа должна оборудовать места для их хранения.
Несколько лет назад в школах Благовещенска начали внедрять дорогостоящие прочные, чуть ли не монолитные индивидуальные шкафы с кодовыми замками для хранения личных вещей. Обслуживание системы взяла на себя одна из коммерческих компаний, абонентская плата — 1000 рублей в год. Если раскидать на 9 учебных месяцев, получается не так уж дорого. Однако большинство родителей восторга не выказали. Брать в аренду школьные шкафчики люди не торопятся. Из принципа.
Не совсем понятно, к чему в школах сотни несгораемых сейфов? Вполне достаточно простых хозяйственных шкафчиков, как в супермаркете. Для усиления гарантий безопасности хватит существующего видеонаблюдения и физической охраны.
А для решения вопроса в целом нужно просто признать, что прожить несколько часов без смартфона не невозможно.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Как, когда и зачем делиться сокровенным с другими?
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Автор статьи из тех кто придерживается позиции, что есть два мнения, моё и неправильное
Автор, Вы неправы, и это мое мнение.
Смартфон это прежде всего инструмент, а как 5го применить вы должны объяснить сами ,а не надеяться решить все запретами.
на сколько прав автор не мне судить. а информация к размышлению думаю всем пригодится.