Сергей Пархоменко – психолог-консультант, бизнес-тренер и отец мальчика Никиты. «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам!» — решил он и организовал для своего сына-дошкольника и нескольких его друзей небольшой домашний кружок. Математика, логика, физика, а заодно и развитие речи, моторики, немного рисования… Описания своих занятии и свой взгляд, каким должно быть обучение детей, он публикует в Живом журнале — дневнике «Домашнего кружка им. Пархоменко».
Ощущение успеха, ощущение, что у тебя получается, очень сильно влияет на то, нравится человеку заниматься каким-то делом или нет. И в занятиях с детьми, и при разработке игр, и в тренингах для взрослых я исхожу из того, что людям должен нравится сам процесс, чтобы им было интересно и комфортно.
Когда на игротеках по развивающим играм мы имеем дело сразу и с детьми, и с родителями, объяснить взрослым, как обучать детей игре, бывает более важно, чем поиграть с ребятами. Конечно же, папы и мамы стараются помочь детям поскорее понять правила, вникнуть в суть, и в этом процессе очень наглядны становятся некоторые стереотипные педагогические ошибки, которые родители сами усвоили еще в школе, где далеко не всегда кого-то волнует, нравится ребенку то, что он делает, или нет. Я расскажу об этих ошибках и о том, какие альтернативные пути использую сам во время общения с детьми.
Например, нужно сложить четыре и шесть — и у ребенка не получается это сделать быстро. Он ещё поглядывает на пальчики, но знает, что на пальцах считать мама ему уже не разрешит, ведь он «большой». А мама, полная «праведного укора», стыдит его: она же ему это уже не один раз объясняла, да и таблицу сложения они учили!
Страх – плохой помощник в развитии позитивной мотивации. Ребёнок, который боится получить порицание, большую часть психической энергии тратит на тревогу. Заинтересоваться при этом самой игрой сложно. В таких случаях дети часто просто молчат и смотрят в стол или, даже не пытаясь подумать, сразу говорят «не знаю».
Если я вижу, что ребёнок затрудняется пусть даже и в простом вопросе, то веду себя подчёркнуто мягко и тактично, чтобы не превратиться в «укоряюще-требующего» взрослого.
Я не буду «в лоб» спрашивать: «Ну, сколько же будет четыре плюс шесть?» Я скажу: «М-м-м, дай-ка подумать, сколько же будет четыре плюс шесть?..» Или: «А как же нам выяснить, сколько будет четыре плюс шесть, кто-нибудь может придумать способ?»
Чтобы ещё быстрее «растопить лёд» и снять у ребёнка страх ошибиться (и получить за это порцию порицания), я сам могу «забыть», сколько будет два плюс два или назвать красный цвет синим – дети меня поправят, и всем будет понятно, что ошибаться или не помнить чего-то здесь совсем не страшно и за это здесь не ругают.
Вообразите, что вы играете в «тепло-холодно» и теперь ваша очередь искать. Вот вы входите в комнату и вам сразу говорят: «Холодно». И куда бы вы ни направились, вам продолжают говорить «холодно». Шкаф — «холодно», диван — «холодно», стол — «холодно», налево — «холодно», направо — «холодно». Никаких намёков. Насколько интересно так играть? Скорее всего, вы просто остановитесь и прекратите поиск.
А может, вы решите пойти на принцип и станете перебирать вообще все вещи, сканируя комнату сантиметр за сантиметром. В итоге, вы подошли к столу («холодно»), открыли ящик («холодно»), достали коробку («холодно»), в коробке перебрали все вещи и нашли шкатулку — и вот наконец-то партнёр по игре сказал: «Горячо, обожжёшься!» Оказывается, он не знал, что в этой игре должны быть всякие температурные градации, а думал, что можно говорить либо «холодно», либо «горячо, обожжёшься».
Вот примерно также многие взрослые «помогают» детям в поиске верного решения задачи. Их не волнует, какая часть рассуждений верна — они указывают исключительно на ошибку. Получая одно за другим «холодно», ребёнок теряет интерес к процессу. Да и веселья в игру это не добавляет абсолютно точно.
Какое бы неверное действие ни сделал ребёнок (или взрослый), практически всегда можно скорректировать его, не используя категоричные «неверно», «не так», «неправильно», «ты ошибся». Наоборот, всегда можно похвалить, что малыш сделал хоть какое-то действие. Он подумал, что-то предположил и принял решение — это уже большое дело! Он «вошёл в комнату» — это уже «тепло»!
«Да, если бы мы складывали всех животных вместе, это было бы так, но тут по правилам нужно складывать их отдельно».
«Ага, ты отлично закричал «Турбо!», но давай внимательно посмотрим, что у нас на карте с условием».
«Да, тут четыре угла, но как быть с остальными признаками?»
«Да, так действительно можно сходить! Сейчас, правда, ходить должна Маша — если она не заберёт эти карты, то это сможешь сделать ты».
А ещё можно не «тыкать» в ошибку, а помочь найти верное решение или сделать задания посильными.
Это обычно работает в комбинации с двумя вещами, о которых сказано выше. Примерно так это будет звучать: «Ты же это знаешь, вспоминай! Нет, не восемь! И не четырнадцать! Ну, смотри, ведь шесть плюс четыре будет десять!» Прям как комбинация в боксе: обманно-отвлекающее движение, блок, блок, удар! У противника нет шансов провести ни одного эффективного действия!
Взрослым как-то трудно держать в голове, что смысл занятий и игр с ребёнком — это процесс, а не результат. То есть, весь смысл в том, чтобы ребёнок подумал, сколько же будет четыре плюс шесть, нашёл способ это проверить. И если вдруг у него не получается сделать это быстро, то от того, что кто-то сообщит ему правильный ответ, проку будет мало. Помощь взрослого должна заключаться в том, что он поможет найти способ посчитать, покажет смысл тех или иных операций.
Я подавил в себе вот этот порыв подсказывать правильный ответ. С моей точки зрения, задача обучения – научить ребёнка искать и находить его самому, а предоставление готовых правильных ответов прямо противоречит этой задаче.
Если ребёнку сложно решать какие-то задачи, то я просто предлагаю задачи попроще, которые будут для него посильны, понятны и в решениях которых он будет успешен. Он получает прочный опыт с ними – и тогда для него становится доступным следующий уровень сложности.
Просто нужно сделать шаг назад, снизить планку. Самое интересное, что при этом можно намного быстрее достичь прогресса в обучении, чем пытаясь как-то «затащить» ребёнка сразу на трудный, некомфортный для него уровень задач. Это не говоря уже об удовольствии от процесса и формировании позитивной учебной мотивации.
Когда детям рассказывают что-то неинтересное — они не слушают. Это, кстати, довольно логично с их стороны. Но взрослые склонны решать такие досадные затруднения по-простому, директивно, то есть, заставлять себя слушать: «не отвлекайся», «слушай внимательно», «ты всё поняла?», «повтори, что я сказал» и пр. Понятно, что это не добавляет процессу ни интереса, ни веселья, а слушают дети всё равно невнимательно (ибо детское внимание мало подвластно своим хозяевам).
Чтобы привлечь внимание ребёнка (да и взрослого) неэффективно говорить «слушай меня» — нужно просто делать что-то интересное.
Для этого важны две вещи: во-первых, необходимо самому хорошо разобраться с правилами, чтобы объяснять складно и динамично, не путаясь «в показаниях», во-вторых, использовать немного фантазии.
У игр чаще всего есть «сеттинг» — тема оформления. Например, «Делиссимо» — это развивающая игра про пиццу и курьеров, выполняющих заказы. Как только мы начнём рассказывать не про алгоритм перекладывания карточек с места на место, а историю про то, что курьеры на мотороллерах хотят выполнить свои заказы быстрее всех и делают они это так-то и так-то — нас будут слушать намного охотнее.
Даже если у нас не выходит истории, мы всегда можем добавить нашему рассказу драматизма. Например, вместо: «вот я выкладываю карту с тремя ёжиками, и количество ёжиков становится больше, чем количество лягушек», — сказать: «вот на полянку выбегают три колючих ёжика, и такое большое количество ёжиков легко задаст жару такому количеству лягушек».
И еще взрослые частенько забывают, что, играя с детьми, можно было бы вести себя чуть менее серьёзно. Даже самые простые вещи, вроде изображения автомобильных звуков «вжжж» и «ррррр» при выкладывании карточек с автомобилями, заметно меняют атмосферу происходящего.
***
Самое замечательное, что когда взрослый умеет избегать стереотипного школьно-директивного поведения, перестаёт оценивать, корить, указывать и начинает относиться к процессу проще и позитивнее — то игра доставляет намного большее удовольствие не только детям, но и самому взрослому!
Который был час, когда папа вернулся из магазина, сколько сломанных машинок пришлось починить папе и какие тарелки и чашки разбила дочка, пока папа учил ее мыть посуду?
В отношении физических опытов надо стараться детей не просто развлечь фокусами, но и достичь вполне конкретного результата: чтобы они могли распознавать изучаемые физические эффекты и закономерности в самых разных ситуациях.
«Папа, а мы всё-таки кто?» – «Как это – кто?» – «Ну вот смотри. Мы теперь знаем, что у тебя были предки самых разных национальностей – русские, украинцы, поляки, татары, французы, греки. А еще, может быть, шведы и румыны. Так кто же мы? И кто я?..»
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.