Визит учителя

Традиция посещений учителем домов своих учеников, казалось бы, осталась в советском прошлом. Тем не менее, то в одном, то в другом регионе, то в одной, то в другой школе возникает такая инициатива. Своими впечатлениями от учительского визита делится отец первоклассницы Андрей Анохин.

 

Визит первого учителя — это как смотрины перед свадьбой. Ещё вчера гремело Первое сентября, а сегодня он уже на пороге твоего дома. Пришёл познакомиться, осмотреться, понять, что за люди ждут от него большого и неповторимого чуда. Ты тоже волнуешься и переживаешь.

 

Шутка ли, это ведь он — творец, даже скульптор, который вылепит, создаст и заложит нечто важное в неокрепшую душу. Сделает это на собственное усмотрение, опираясь на личные педагогические взгляды, пойдёт на это даже вразрез с родительским мировоззрением. И никуда от этого не деться. Потому что он — учитель!

 

Он будет зримо присутствовать в жизни, заставляя мириться с собственными мыслями и методиками. Его не исправить и не переделать, но именно с ним придётся делить собственного ребёнка. Первоклашка, словно невеста на выданье, ведь школа, считай, другая семья. Дети быстро растут, и чем дальше, тем больше ощущение, что ребёнок приходит к папе и маме погостить.

Плакат «В школу», Н. Ватолина. 1950-е гг.

— Сегодня начинаю обход по семьям! — объявила на второй день учебы наша первая учительница. В семье очередная первоклашка, и неформальное знакомство с учителем, вне школьных стен, скорее неизбежность.

 

Объявление учителя о скором визите, конечно, не выбивает из колеи, но вызывает беспокойство. Потому что дома бардак, замешанный на бесконечном ремонте. Потому что хочется выглядеть не хуже других и уберечься от возможной предвзятости. Свербит и точит неискоренимое желание «показать товар лицом» и не оказаться в числе аутсайдеров по учительской оценке.

 

Невольно сравниваешь себя с окружающими и хочешь «замаслить картинку» яркими красками. В итоге, питаешь робкую надежду на то, что сегодня очередь до нас не дойдёт. В классе три десятка первоклашек, ну, невозможно всех обойти за один вечер. По самым скромным прикидкам до нашего посещения как минимум неделя.

 

Увы, все робкие надежды разбиваются одним вечерним звонком: «Вы дома? Через 15 минут буду у вас!» Несчастная четверть часа на то, чтобы снарядить в магазин старшего ребёнка. На большее времени не отведено.

 

— На тебе деньги, купи что-нибудь… Естественно, к чаю. Ну, что-нибудь на твоё усмотрение. Печенья, вафель, конфеток… Большой же мальчик — разберёшься.

 

В результате на столе чуть ли не самое дешёвое земляничное печенье, вазочка с конфетами, совершенно обычные вафли производства местной кондитерской фабрики. Видно, что наш старший сын хватал с магазинных полок все самое первое, что под руку попадётся. Не заморачиваясь на изыски и утонченный вкус.

 

Как назло, даже ароматный монгольский чай, привезённый летом с берегов Байкала, закончился. Придётся заваривать привычный чёрный из соседнего дискаунтера. Ладно, все равно уже ничего не исправить…

 

И вот — долгожданный момент! Наш учитель, судя по уверенной манере держаться и чётко поставленному голосу, в своём деле не новичок, сидя за кухонным столом, заполняет формальные бланки. Вносит сведения о родителях, переписывает детей, оценивает условия для домашних заданий. По ходу дела интересуется далеко не учебными вопросами.

 

— Вы с сестрой дерётесь? — спрашивает нашу первоклашку. — А миритесь быстро? Вот это самое главное! Все ссорятся, надо уметь прощать…

 

— Так это вы у нас под окнами каждый вечер с детьми на роликах катаетесь? — задаёт вопрос уже мне.

 

После таких фраз начинаешь понимать, что жизнь твоя на ладони, а её личные нюансы давно за пределами семьи. Делом в том, что мы давно облюбовали отлично асфальтированный школьный двор. Уже года три по вечерам, иногда при свете уличных фонарей, нарезаем по нему круги на роликовых коньках. Получается, что наше знакомство со школой, и знакомство школы с нами случилось задолго до Первого сентября.

 

И уже не важно, сколько стоит печенье на кухонном столе и как выглядит квартира на фоне бесконечного ремонта. Встреча с учителем — всего лишь возможность поговорить на совершенно отвлеченные темы. Мы с упоением рассказываем, как наши амадины несли яйца и учили летать своих птенцов. Учитель вспоминает, как раньше работала в интернате для детей с ограниченными возможностями и однажды ученики притащили в кабинет кролика. Про то, как у неё дома жили хомяки, а домашняя собака совершенно игнорировала их побеги из клетки.

 

За чашкой чая мы говорим о каких-то совсем не учебных, но совершенно общих вещах. Обращаем внимание, на то, как животные помогают детям стать добрее и насколько важно уметь находить общий язык.

 

В нашем общении нет ни тени панибратства, мы всего лишь присматриваемся друг к другу. Самое главное ощущение после расставания — мы люди с одной планеты. Мы умеем говорить на одном языке и уж точно находимся по одну сторону баррикад. Это кажется совершенно естественным. Есть уверенность в том, что любая школьная проблема нашего ребёнка отныне будет общей. То же самое касается радостей и побед.

 

И уже не так страшно отдавать своего ребёнка в руки творца, который будет лепить и закладывать. Ради этого стоило выпить чаю вне школьных стен, просто поговорить. Сделать это не как педагог и родители – как близкие люди. Собственно, так оно и есть, ведь в ближайшие годы нам никуда друг от друга не деться.

Фото: shutterstock.com

Жаль, что понять эту жизнеутверждающую истину удаётся не всем и далеко не сразу. Не раз сталкивался с коллегами-родителями школяров, которые расценивают домашние учительские визиты не иначе как вторжение в частную жизнь. Проводят жесткую черту, которая делит семейную жизнь и учебу на два непримиримых государства.

 

Потом можно бесконечно долго сетовать на слабое образование и карательную педагогику, доказывать правоту в судах и на педсоветах, строчить жалобы в гороно… Знаний в голове у ребёнка от этого не добавится. Они добавляются только там, где семья и школа, пусть не единое целое, но ветви одного дерева.

 

 



    Автор: Андрей Анохин, 11 сентября 2017 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Репортер газеты «Амурская правда». Лауреат журналистских конкурсов, в том числе всероссийского конкурса СМИ «Щит и перо». Многодетный отец.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Директор школы о том, как выглядит образовательный процесс изнутри.

    Многие родители сегодня критически смотрят на школьную систему образования, и в том числе недовольны системой школьного оценивания. Но на самом деле, при правильном к ним отношении школьные оценки важны и нужны не только учителям, но и детям. Зачем?

    История, по мнению россиян, входит в пятерку самых важных школьных предметов. И в то же время, именно она вызывает множество дискуссий, споров и даже конфликтов.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.