Рецепты, костюмы, лучшие вечеринки для Хэллоуина и прочее, прочее, прочее – в конце октября «праздничная» лихорадка охватывает все вокруг. А что делать тем, кому не близки игры в нечистую силу? «Батя» попытался разобраться.
Пожалуй, День всех святых, учреждённый в VII в. от Рождества Христова Папой Бонифацием IV с миссионерской целью, может считаться и православным праздником, просто не имеющим отношения к восточной церковной традиции. Ведь появление этого праздника произошло задолго до отпадения римо-католиков от Православной Церкви, и Папа Римский был одним из православных первенствующих епископов. (В Русской Православной Церкви День всех святых принято праздновать в первое после Троицы воскресенье). Слово «Хэллоуин» появилось, конечно, уже гораздо позже – как сокращение от «All-Hallows-Even», то есть «Канун Дня всех святых».
В современном восприятии не осталось практически ничего от праздника всех святых. Скорее, сегодня Хэллоуин ближе к языческому Самайну, вытеснить который из народного сознания и пытался Папа Бонифаций IV. С некоторых пор мода на Хэллоуин появилась и в России. Это и не удивительно, ведь языческие рудименты всегда были сильны и в нашем народе, а уж многие нынешние постсоветские люди и вовсе оказались без каких-либо чётких духовных ориентиров.
Хэллоуин, вероятно, многим родителям представляется забавной игрой, благодаря которой дети не только повеселятся, но и приобщатся к каким-то древним традициям. Но что делать тем, кто понимает, что это за древние традиции? Ведь и их дети не застрахованы от встречи с модным поветрием. Поясняет ответственный секретарь Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.
— Современный городской (да и не только городской) ребёнок, даже если дома это не принято, всё-таки сталкивается и с так называемым «праздником» Хэллоуин. Говорить ли с ребенком самим или ждать, когда она спросит?
— К сожалению, да, сегодня бывает, что даже школах этот «праздник» отмечают наряду с Новым годом или Днём Победы. То есть в некоторых случаях этого ребёнку не избежать. Поэтому родителю говорить об этом с ребёнком необходимо, и если есть опасность вовлечения в это «празднество», то нужно обсуждать, упреждая событие, чтобы ребёнок был к этому эмоционально готов. Надеюсь, что у православных школьников есть своеобразный иммунитет к подобным вызовам современной индустрии развлечений, однако защитить его эмоции и душевное равновесие – обязанность любящих родителей.
И, конечно же, одного разговора недостаточно. Личный пример всегда действует лучше слов. Если сами родители не развлекают себя всякой пустотой, даже безобидной, то дети будут в них видеть авторитет и доверять им.
— Как говорить с ребёнком об этом? Вот видит ребёнок на улице разукрашенных людей и спрашивает: «Папа, это кто?»
— Я предполагаю, что ребёнок, впервые увидев участников Хэллоуина, прежде всего, испугается. Ведь это зрелище не из приятных. Так что его сначала придётся успокоить, а потом уже объяснить, что эти люди сами не понимают, что делают, потому что нормальный человек не стал бы наряжаться во всякую нечисть и бегать пугать людей. Это ненормально.
Что может заставить человека играть нечисть хоть и ради шутки? Ведь это не театр. Можно и дошутиться. Обратите внимание, иногда в церковной среде слышатся анекдоты на тему с участием нечисти, но никогда христианину не льстит изображать из себя чёрта, если только он не профессиональный актёр и этого не требует сюжет (например, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя). Только не уважающий Бога человек или явный поклонник падшего Денницы может осознанно изображать сюжеты адского мира ради какого-то странного празднества.
Если ребёнок участвует в этом неосознанно, если его вовлекли в это «по месту учёбы» или если взрослый человек этим занимается от скуки «по приколу», то, конечно, ещё возможно им всё объяснить.
– Надо ли говорить об истории Хэллоуина, о развитии языческих традиций от незнания, сравнивать с какими-то нашими народными традициями вроде «Ивана Купала» или сжигания чучела на Масленицу?
— Возможно, некое формальное сравнение с языческими празднествами на Руси у Хэллоуина есть, но только в его сегодняшнем варианте.
Известно, что 150 лет назад такого разгула нечисти в канун католического Дня всех святых не было, и традиция подготовки к этому дню соответствовала изображению химер на Нотр-Дам де Пари, то есть тыквенные головы выставлялись за пределы дома, изображая убегание нечисти из домов, в которых готовятся к встрече всех святых. Но потом этот обычай принял вид карнавала, шествия, разгула жестокости и злобы.
Почему наш народ не так давно воспринял этот ужасный маскарад, ответить сложно. Скорее всего, это реакция на духовное опустошение, поддержанная импортированием извне праздников, которые своей необычностью, яркостью и ставкой на страстность показались намного привлекательней для нецерковного сообщества, чем, например, наши традиционные Пасха и Рождество.
Говорить об этом следует всем и всюду, иначе мы потеряем свою идентичность, а наши дети в школах и молодёжь в клубах будут призывать, а не отгонять злую силу, хоть и в шутку.
— Если ребёнок рассказывает, что в школе собираются устроить «празднование» Хэллоуина, как поступать родителям?
— Обязательно идти и выражать своё несогласие. Ребёнку всё объяснить и избавить от участия. Иногда администрация школы оправдывает это необходимостью изучения английской культуры, не обращая внимания на многие другие христианские традиция древней Британии и Ирландии. Но подобные «развлечения» слишком опасны для духовного здоровья детей, и в этом необходимо убеждать учителей.
— В жизни христианина неизбежны какие-то конфликты с нехристианской средой. Как подготовить к этому ребёнка, чтобы воспитать в нём любовь к людям и ненависть к греху, научить не смешивать отношение к человеку и отношение к тем или иным его поступкам, мнениям?
— Очень просто: воспитывать в ребёнке миролюбие и желание помочь ближнему, тогда он и своего сверстника по школе попытается убедить в неблагоприятности подобных «празднеств», а не станет от него отгораживаться.
А вот чтобы православный ребёнок был убедителен в своём разговоре со сверстниками, нужно в нем развивать чувство ответственности не только за свои проделки перед родителями, но и за всё, что происходит вокруг него, в школе, с друзьями. Забота ребёнка о духовном состоянии своих друзей как раз и воспитает в нём любовь к людям и отвращение ко греху. Конфликтов с нехристианский средой тогда тоже не будет, но будет своеобразное детское миссионерство, потому что христианин воспринимает окружающий мир не как враждебную среду, а как поле своей ответственности по приведению всех и всего к Богу.
У меня не было такого, как в фильмах, когда сын и отец у костра сидят, и отец говорит: «Сынок, когда-нибудь ты станешь взрослым…» Поэтому приходится внутри своей семьи постоянно биться об углы непонимания. А мы, взрослые верующие люди, должны стараться своих детей к браку подвести максимально подготовленными.
У священника Константина Островского — четверо взрослых сыновей, один из которых епископ, а еще двое священники. Как ему удалось воспитать детей в православной традиции?
В поселке Тярлево под Петербургом есть храм, сама история которого – иллюстрация преемственности. Теперь в нем служат два отца Александра Порамовича – отец и сын. «Батя» поговорил с ними о о семейных традициях, детско-подростковых взаимоотношениях со сверстниками и воспитании в сложные времена.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.
Какой бред!!!!