«Мир забытых вещей»: три истории одного дома

Бывают такие музеи, в которых, как кажется на первый взгляд, просто собраны старые вещи. Они лежат на полках, расставлены по углам, висят на стенах… Зачем, почему?.. Но стоит всмотреться в какой-то один приглянувшийся предмет, прислушаться к тиканью старых часов, и посетитель почувствует ту эпоху, из которой эти вещи пришли к нам, и станет понятно, что собраны они тут для того, чтобы сохранить память – о людских судьбах, чувствах, традициях… «Батя» побывал на одной из таких необычных экспозиций и узнал, о чем могут рассказать старые вещи.

 

Музей «Мир забытых вещей» – филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника. Был открыт 18 мая 1991 года. Музей сотрудничает с театрами, творческими коллективами и клубами города, российскими художниками, музыкантами, актерами. Регулярно в музее проходят спектакли «Своего театра» Всеволода Чубенко. Проводятся тематические выставки и праздники (новогодняя ретро-елка, Татьянин день и др.).

 

Мир и мiр

 

Вологда. Тихая улица ведёт к реке. По одну сторону парк с прудом – за деревьями виднеется Кремль, а там недалеко и до шумного центра. По другую сторону улицы небольшие старинные деревянные дома – два-три этажа, не больше. Здесь всегда тихо. Это не просто сохранившиеся старые кварталы, это непарадная Вологда. Гуляя здесь, чувствуешь себя не в музее, а в обычном городе. Собственно, так оно и есть: большинство домов в прилегающих к улице кварталах жилые. Музей здесь тоже есть. Но и он посвящён домашней атмосфере, правда, уже ушедших эпох.

Музей "Мир забытых вещей"

Музей «Мир забытых вещей»

Название музея может вызывать у кого-то ассоциации с бюро находок. И не только название. В «Мире забытых вещей» вроде бы нет особо уникальных экспонатов, он уникален, как единое целое. В какой-то момент, бродя по «залам» – комнатам деревянного дома, построенного в 1852 году в традициях позднего классицизма, – ловишь себя на мысли, что смотришь пусть на старинные, но на достаточно обыкновенные вещи. Так и есть, эти предметы домашнего обихода и даже настоящие произведения искусства были в своё время обыденными. «Мир забытых вещей» – не то место, куда приходят посмотреть на что-то экзотическое, здесь даже можно забыть, что находишься в музее. Главное здесь – погружение в повседневную мирную жизнь, так что слово «мир» в названии музея может пониматься в обоих его значениях.

 

– Идея витала в воздухе и за очень короткое время сложилась в концепцию – вспоминает директор музея Татьяна Касьяненко о его возникновении, – музей-дом со своими друзьями, традициями, чаепитием под абажуром. В наше время, когда всё на бегу, должны быть такие несуетные места с особой атмосферой, где не говорят ни о политике, ни о деньгах, и где печали отходят на второй план, а главенствуют вещи, которые объединяют людей – поэзия, музыка, искусство. Здесь всё спокойно, как бы вне времени и пространства.

 

Почему «Мир забытых вещей»? Опять же вспомним 90-е годы. Тогда появилось очень много «миров». Например, наш профессиональный журнал «Советский музей» переименовали в «Мир музеев», журнал «Работница» стал журналом «Мир женщины». И мы решили временную выставку типологических интерьеров назвать «Мир забытых вещей». Этим названием мы отсекали вопросы «почему у вас современные обои?», «почему так перетасованы вещи?». Это просто забытые вещи. Я всегда говорю, в том числе и начиная экскурсию: «В этом названии слово «мир» — главное. Но за каждую вещь можно зацепиться и раскрывать эпоху». Эти вещи — своеобразные символы, свидетели эпохи. Но ничего нет более постоянного, чем временное, и теперь уже весь музей называется «Мир забытых вещей». Мир — это и умиротворение, и общество.

Директор вологодского музея "Мир забытых вещей" Татьяна Владимировна Касьяненко

Директор вологодского музея «Мир забытых вещей» Татьяна Владимировна Касьяненко

Прошлое и современность

 

Старинные музейные часы бьют как придётся: то два раза, то потом сразу двенадцать. Татьяна Владимировна поясняет: «Этим часам всё можно, они заслужили».

Старые часы в музее "Мир забытых вещей"

Старые часы в музее «Мир забытых вещей». Фото: Алексей Кириловский

– Основная экспозиция, – продолжает рассказ Татьяна Касьяненко, – это предметы из фондов музея-заповедника. Что-то нам дарят — приносят коробочки с граммофонными иголками, пластинки, фотографии, открытки, газеты… Есть у музея такой поклонник — солидный бизнесмен из Москвы. После того, как он побывал у нас впервые, он сказал мне: «Где бы я ни бывал, я всегда хожу в музеи. У вас очень редкий музей. Дело даже не в экспонатах. Просто он рассказывает об очень коротком периоде в истории нашей страны».

 

Когда в начале 90-х годов, в очень непростое время, городские власти нашли возможность отреставрировать старый деревянный купеческий особняк XIX века и передать его музею, мы решили сделать экспозицию, которая показала бы, как жила провинция в другой тоже непростой период – на рубеже XIX-XX веков.

 

У нас здесь вещи разных времён, разных культурных слоёв, разного художественного достоинства. Но в таком городе, как Вологда, могли соседствовать рококо, бидермайер, изысканный модерн с вещами кустарного производства.

 

Первый этаж – интерьеры, второй этаж – портреты из дворянских усадеб XVIII, XIX веков. Но хочется, чтобы музей был постоянно на слуху. И на третьем этаже мы делаем выставки. В приоритете у меня молодые художники, которым ещё рано выставляться в картинной галерее, женщины – потому что им всегда труднее пробиться, люди с необычными увлечениями. Также проходят выставки авторских кукол – я их очень люблю.

Портреты в музее "Мир забытых вещей"

Портреты в музее «Мир забытых вещей». Фото: Алексей Кириловский

 

Дом – экспонат

 

– У дома три истории, – рассказывает Татьяна Касьяненко. – Первая история – дом одной семьи, вторая история – коммуналки, третья история – музей.

 

У последнего хозяина этого дома Дмитрия Николаевича Пантелеева было 17 детей от одной жены. После революции Дмитрий Николаевич был отправлен на Кольский полуостров, где и скончался. А в его доме были устроены коммунальные квартиры. Справедливости при этом не было. Например, в большой комнате на втором этаже жили муж с женой, а семья из пяти человек ютилась в той маленькой комнатке, где теперь мой кабинет. В 80-е годы всем жильцам дали отдельное жилье.

 

Мы знакомы и дружим с потомками Пантелеева. И, надо сказать, они счастливы, что их родовое гнездо сохранилось и в нём открыт музей. К нам приезжают потомки не только семьи Пантелеевых, но и потомки вологодских дворян, тех, чьи портреты висят у нас на втором этаже, и других. Приходят и жильцы коммунального периода, вспоминают то время.

 

Когда я говорю о коммунальном периоде дома, то ставлю патефонную пластинку, звучит танго «Брызги шампанского» и я рассказываю о том, как 9 мая 1945 года никакого шампанского у людей не было, люди несли на общий стол кто картошку, кто селёдку и слушали именно эту музыку со слезами на глазах. Это по воспоминаниям живших здесь людей.

Граммофон в музее "Мир забытых вещей"

Граммофон в музее «Мир забытых вещей». Фото: Алексей Кириловский

Как-то к нам приезжал испанский антиквар. Это был молодой человек, лет 25. Я спрашиваю его: «Вы знаете историю нашей страны?» Он что-то ответил, было понятно, что знает едва-едва. И на примере семьи Пантелеевых, последних владельцев дома, и последующих жильцов я рассказала ему историю вот этого периода – начала ХХ века. Ему было непонятно, что такое коммунальные квартиры. Я ему рассказала, что в этом доме жило 20 семей. Он говорит: «Это невозможно! А где они готовили еду?» Отвечаю: «На примусах». Он не понимает. Говорю: «Представляете паяльную лампу? Это что-то похожее, только побольше».

 

От школьников до Пьера Ришара

 

– Наш музей посещают самые разные люди, – говорит директор. – Взрослых я могу поручить и внештатным экскурсоводам, но дошкольников на экскурсию веду сама. Мы рады всем – пенсионерам, студентам, школьникам – не только вологодским, но и из других городов. Особенно много посетителей у нас в новогодние каникулы – мы за эти 10 дней делаем квартальный план. И я даже опасаюсь в эти дни за наши деревянные перекрытия – жилой дом не предназначен для такого количества людей. Бывает так, что ребёнка привели на экскурсию с классом, а потом он приводит своих родителей. Для меня это – обратная связь.

В вологодском музее "Мир забытых вещей"

В вологодском музее «Мир забытых вещей»

В конце 90-х и в начале 2000-х в Вологде был проект «Открытая трибуна». Департамент культуры приглашал писателей, поэтов, музыкантов, которые в рамках этого проекта выступали в филармонии, а сюда их приводили частным порядком, и мы пили чай. У меня уже пять альбомов, в которых есть записи, сделанные нашими гостями. Это не книги отзывов, а именно альбомы. Первый альбом мы начали в 1993-м году, и первая запись в этом альбоме – Валентина Распутина.

 

Бывали у нас Игорь Костолевский, Людмила Улицкая, Виктор Сухоруков, недавно приезжал Пьер Ришар. Мы с ним говорили хоть и через переводчика, но как с очень близким, родственным по духу человеком. Говорили о русской душе, он ведь неоднократно бывал в России, любит сюда приезжать, читает очень много русской литературы. Помню начало нашего разговора. Я сказала: «Вы знаете, я очень не люблю комедии. Единственная комедия, которую я могу смотреть всегда, с любого фрагмента – это «Игрушка». Он ответил: «Это мой любимый фильм. Это как бы обо мне. Потому что меня воспитывал очень богатый дед, а родители в моём воспитании не участвовали». Ришар чем-то похож на Тургенева, он совсем не комичный в обычной жизни – такой седой, благородный.

 

Буквально за год до своей смерти музей посетил Тонино Гуэрра – вместе с супругой и Андреем Хржановским, замечательным режиссёром-мультипликатором, который часто бывает в Вологде. Мы с ним долго пили чай. Когда Тонино Гуэрра зашёл в музей, он сказал: «В Вологде надо сохранять деревянные дома. Даже если они старые и разваливаются, их нужно замерять, фотографировать, зарисовывать. Всё современное, что построено, очень плохо».

Каретник во дворе

Каретник во дворе. Фото: Алексей Кириловский

Каждый посетитель имеет право на теплый прием, на душевную теплоту наших сотрудников. Человек не может запомнить всё, да и назначение некоторых экспонатов понятно не всем. Но если возникают вопросы, мы всё объясняем. Есть у нас постоянные посетители, которые приезжают по многу раз из Москвы и Петербурга. Людям нужна эта атмосфера – дом, любимая скамейка, дерево, посаженное своими руками.

Музыкальная шкатулка

Музыкальная шкатулка. Фото: Алексей Кириловский

 

Смотришь на лица, изображенные на портретах, слушаешь бой часов, граммофон или музыкальную шкатулку, разглядываешь какую-то старую вещь, когда чувствовавшую тепло человеческих рук, и думаешь о том, что жить мирной жизнью, оказывается, тоже надо уметь… Вероятно, один из важных навыков – внимание к мелочам, видение в малом чего-то гораздо большего, каких-то других миров.



    Автор: Игорь Лунев, 15 июня 2015 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    В качестве небольшого рождественского подарка публикуем рассказ Дарьи Новаковой из сборника «Рождественский ковчег».

    У Алексея Коровина есть обучающий курс о том, как стать топ-менеджером, а в этой книге он ставит перед читателем совсем другие вопросы.

    В России нет всеобщего Дня отца, а отмечать его в России одними из первых начали череповчане. Там же, в Череповце, было написано несколько песен, посвященных папам.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.