Читайте также:
Здравствуйте, добрые люди! Вновь мы со сказкой встречаемся. Иногда мне кажется, что современному человеку это даже проще, чем древнему – ведь у нас гораздо больше способов эти самые сказки рассказывать. Инструментов для этого много, количество их только увеличивается, и мы к этому давно привыкли. Телевизор – уже ретро. Чтобы посмотреть какой-то фильм, мы чаще пользуемся теперь интернетом. Однако сказку, о которой мы с вами поговорим сегодня, многие из нас впервые посмотрели именно по телевизору. Называется фильм – «Финист – Ясный Сокол». Есть одноимённая русская народная сказка, однако сюжет фильма не имеет к ней никакого отношения. Кинематограф успешно адаптировал старинную традицию сочинять новые сюжеты по мотивам старых. Вот и фильм режиссёра Генадия Васильева по сценарию Александра Роу и Льва Потёмкина снят по мотивам разных русских сказок и пьесы Николая Шестакова.
Сюжет фильма достаточно незамысловат: богатырь Финист защищает русскую землю от нечисти, нечисть за это превращает богатыря в чудище, но, как водится, с условием освобождения от колдовства, которое, вероятно, кажется нечисти невыполнимым: к богатырю вновь вернётся его прежний облик, если его в облике чудовищном полюбит девушка. Вдобавок, похоже, нечисть где-то пробалтывается об этом условии, и девушка вскоре находится. И совместными усилиями героев фильма над нечистью, которая продолжает строить козни, одерживается решительная победа. А Финист и его невеста бредут от нас, чтобы жить долго и счастливо.
Ну а как иначе? Поймите правильно: если и есть в моих словах ирония, то добрая. Ибо я искренне полагаю, что хэппи-энд нисколько не умаляет глубины произведения. Впрочем, эта киносказка на глубину особую и не претендует. В наше же непростое время она даже может восприниматься, как сатира на нынешнее российское общество.
Русь в «Финисте – Ясном Соколе» — не святая, скорее, карикатурно-языческая. О христианстве напоминает лишь карнавальные пляски на так называемый «день Ивана Купала» — с древних времён наши «крещёные, но непросвещённые» (как сказал Николай Лесков) предки любили осквернять день памяти святого Иоанна Предтечи языческими плясками. И теперь наши люди тоже «чтут традиции»: например, устраивают гуляния с чучелами на Масленицу. Так в одном селе местная администрация просила деньги у местного же предпринимателя на устройство такого «праздника» в первую неделю Великого Поста. А предприниматель – торговец овощами и фруктами, мусульманин – русских людей вразумлял: «Как же так?! Вы же православные, у вас же пост!» Или гадания, приуроченные к празднику Крещения Господня. О них писал еще Василий Андреевич Жуковский, но и теперь наши люди испытывают нежные чувства к подобным «традициям».
Что жители Руси из фильма, что наши нынешние сограждане в массе своей выглядят этакими по сути не злыми, порой обаятельными, но заблудшими недотёпами, которые, запросто могут, чтобы защититься от одних колдунов, обратиться к другим.
Одна из особенностей фильма-сказки «Финист – Ясный Сокол» — второстепенные персонажи привлекают не меньше внимания, чем главные. История крестьянской семьи Агафона и Анфисы, которых сыграли Георгий Вицин и Людмила Хитяева, с основным сюжетом связана мало и вообще тянет на сюжет отдельный.
Агафон – типичный «подкаблучник», Анфиса – дама решительная, что называется, волевая, с мужем обращается, как госпожа с нерадивым слугой, которого всегда надо держать в строгости. Первый раз в фильме мы их видим едущими на телеге, запряжённой лошадкой – Агафон правит и при этом суетливо бормочет, Анфиса вальяжно лежит и любуется на себя в зеркало.
Вообще, как бы ни суетился Агафон, пытаясь угодить супруге, он у неё всегда виноват. Анфиса же проявляет себя не только в повелевании мужем, но и в ревностной защите своих интересов – когда около их костра появляются путники, она озадачивается тем, как бы не поделиться с ними едой, когда её муж по её же оплошности проваливается под землю, она отправляется прямо к нечисти, бесстрашно эту нечисть гоняет. Впрочем, сразу видно, что пока у неё лично никаких интересов в логове колдуна Картауса не было, гнусная деятельность его и его приспешников её не беспокоила. То есть главные герои фильма – богатырь Финист, его невеста Алёнушка и военный писарь Яшка – боролись с негодяями, которые угнетали всех их соотечественников, а Анфиса беспокоилась лишь о своём муже Агафоне, которого она воспринимала, как свою собственность. Иллюстрацией такого её отношения к мужу стало то, что произошло после его освобождения из недр земли. Первым делом взволнованная Анфиса обнимает Агафона – вероятно, эти объятия должны убедить нас, что по-своему она его всё-таки любит. Что ж, верю. Даже в голосе её слышны слезливые нотки… Однако тут же жена начинает винить мужа в случившемся с ним приключении, с чем Агафон привычно соглашается. Далее мы видим, как Анфиса едет верхом на лошади, погоняя перед собой связанного по рукам Агафона…
Когда в жизни мы встречаем подобные супружеские пары, то чаще всего думаем, что их отношения устраивают обоих. В самом деле, бывает и так – мало ли кому что нравится. Да вот только это не про Агафона. Провалившись под землю из-за оплошности Анфисы, он в ответ на призывы вернуться на поверхность планеты, отвечал, что не хочет – ему, дескать, и там неплохо. Звали его Анфиса и писарь Яшка, но он даже отвечал одному писарю, крики же супруги игнорировал.
Многие подобные истории мы не замечаем рядом с собой только потому, что их участники не проявляют себя столь откровенно (ну и то сказать, они же не пьесы перед публикой разыгрывают, так что им и нет особой надобности что-то нам наглядно демонстрировать). Сколько семей, в которых один из супругов, спасаясь от прессинга другого, предпочитает работать с раннего утра до поздней ночи только затем, чтобы как можно меньше бывать дома, нарочно «нарываются» на командировки, а то и просто уходят в так называемую «внутреннюю эмиграцию»? Заметьте, это я ещё говорю только о тех, кто не прибегает к откровенной лжи.
Люди добрые, если вы вдруг подумали, что причина моего нынешнего выступления – мужская солидарность или даже мужской шовинизм, вынужден вас разочаровать. Ибо хорошо понимаю, что если в семье такому вот давлению подвергается женщина, то ей приходится, как правило, гораздо тяжелее – уже хотя бы потому, что способов «проваливаться под землю» у неё меньше, чем у мужчины.
Но вернёмся к нашей нынешней сказке. Ни разу на протяжении всего фильма мы не видим, чтобы Анфиса была довольна мужем. Глядя на Агафона, трудно себе представить, что когда-то он был другим – рыцарем, «орлом» и т. д. Похоже, что таким вот робким и склонным «прогибаться» перед людьми с более сильным характером он был всегда. Предположим, что вышла Анфиса за Агафона добровольно. Имеем право предположить, наблюдая её своенравие. Спрашивается, зачем она за такого выходила?
И ответ тут простой: такой человек, как Агафон, не будет сопротивляться контролю. А властный человек готов терпеть многие недостатки своих подчинённых – ради удовольствия, получаемого им от власти как таковой. А само это удовольствие – показатель злоупотребления властью.
И все-таки немного «мужского шовинизма». То есть о чисто женском феномене. Не знаю, как в стародавние времена, но нынче властные дамы, подобные Анфисе, нередко присоединяются к хору стонущих о том, что нормальных мужчин теперь днём с огнём не сыскать, кругом одни слабаки. Только сомнительно, что Анфиса почувствовала бы себя хорошо, окажись на месте Агафона тот самый нормальный мужчина – спокойный, уравновешенный, рассудительный и не склонный поддаваться на манипуляции. Не побежит ли в таком случае современная Анфиса жаловаться подругам на то, что муж её игнорирует? Не объявит ли себя жертвой «домашнего насилия» (которое в том только и будет состоять, что муж будет разумно, без лишней нервной дрожи реагировать на её «закидоны»)?
Не сочтите, добрые люди, это моё печатное выступление и за апологию развода как способа решения семейных проблем. Здесь, драгоценные, говорю я о необходимости в семье взаимного уважения и готовности супругов к диалогу. И то, и другое в семье тем нужнее, чем более непохожие друг на дружку люди эту семью создали. А чем раньше человек научится уважать других и вступать с ними в диалог, а не выдавать им свои монологи, тем проще будет не только ему, но и тем, кто станет его ближними. Так вот хорошо бы, чтоб и дети наши этому научились. А учатся они всему у нас.
Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?
Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?
Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.