Куклы – это серьёзно. Куклы – это настолько серьёзно, что есть даже специальное и довольно сложное название для их коллекционирования: плангонология. А само создание кукол – это настоящее искусство. Художники не просто мастерят игрушечное существо, но придумывают его образ, часто запечатлевая в нем окружающую действительность. Убедиться во всем этом можно, посетив Музей уникальных кукол и игрушек в Костроме.
Два года назад в Костроме появился частный музей кукол, созданный Надеждой Васильевной Шейко. В основу его легла коллекция, собранная приблизительно за 30 лет. Точнее, коллекция эта ещё не собрана, она продолжает собираться – и в музее появляются новые экспонаты.
Превращение домашней коллекции в доступную всем желающим экспозицию – это был шаг, потребовавший определённой смелости. Увы, как это часто бывает в нашей стране, добрая инициатива оказалась наказуемой, и хотя для того чтобы оборудовать помещение музея, Надежда Шейко потратила немало собственных средств, городскими властями музей воспринимается как коммерческое предприятие, с которого взимают соответствующие налоги и коммунальные платежи. Тем не менее, музей стал ещё одной достопримечательностью Костромы.
Находится он в центре города, фактически на берегу Волги, неподалёку от пристани – и потому летом его часто посещают туристы, путешествующие по великой русской реке на теплоходах.
Музей маленький – всего две комнаты, в которых размещается основная экспозиция. Здесь собраны старинные французские, немецкие, голландские куклы, а также современные куклы из Тибета, с острова Бали и с острова Ява.
Русских антикварных кукол неного. Если в Европе кукольные традиции имеют многовековую историю, в России фабрика, выпускавшая нарядные фарфоровые куклы, просуществовала всего несколько лет в Москве, а в первые годы советской власти была закрыта по указанию Луначарского, считавшего, что бархат и фарфор – это не подходящее для советских детей барство.
Многие экспонаты, что называется, «в рабочем состоянии» – заводные клоуны, медведи, барышни, открывающие и закрывающие глаза… А вот одежда на старинных куклах чаще всего новая – ткани сохраняются очень плохо. Но всё-таки есть в музее и несколько постояльцев в оригинальных платьях – даже конца XIX века. Это большая редкость, и такие платья опасно даже брать в руки – они рассыпаются. Единственная возможность как-то сохранить их – соблюдать правильную температуру в витрине. Интересно, что в музее однажды были петербургские специалисты, сотрудники Эрмитажа, которые занимаются хранением одежды, и даже они были удивлены профессионализмом костромичей.
Новые жильцы попадают в музей самыми разными способами.
– Мы берём игрушки с радостью, в некоторых случаях и покупаем, – рассказывает сотрудница музея Елена Ермакова. – Но часто людям проще выбросить ненужную вещь на помойку. Мы говорим людям: «Если даже вы видите какие-то выброшенные игрушки, тоже приносите их нам, мы приведём их в порядок. Бездомных, подкидышей — всех к нам» (смеётся).
Помогает приводить в порядок куклы художник по дереву. А руководитель музея Надежда Шейко вместе с мастером, который шьет и вяжет кукольную одежду, изучают каталоги, подбирают и придумывают костюмы.
Например, целлулоидного пупса Вову (так назвали его хозяева) принесла посетительница. Она долго ходила по музею, внимательно осматривала экспозицию, потом подошла к сотруднице и сказала: «У меня дома есть кукла, я ее подарила сыну, когда ему был годик. Сейчас ему 31. Я с ним посоветуюсь и, если он не против, куклу принесу». Через несколько дней пупс Вова поселился в музее. Только теперь он уже не просто пупс, а почти принц датский в новом сшитом специально для него бархатном камзоле.
Не меньше экзотики впечатляет посетителей знакомое – то, что может помнить любой из ныне здравствующих наших соотечественников старше 30 лет: игрушки, которые выпускала советская промышленность. Деды морозы и снегурочки, куклы для девочек, плюшевые звери, солдатики металлические и пластмассовые… Нынешним детям такие игрушки, возможно, покажутся совсем неинтересными. Но несколько поколений их предков населяли этими фигурками свои детские миры.
С некоторыми куклами посетителям музея даже позволяют играть.
– Играют даже взрослые люди, – рассказывает Елена Ермакова. – Некоторые приходят в будние дни, когда мало народу, расслабляются, отдыхают, забывают о том, что они взрослые и серьёзные – людям становится легче. Конечно, играют и дети. Некоторые из них у нас так заигрываются, что садятся на лесенке и говорят, что не хотят уходить.
Кажется, современных детей сложно удивить, но, оказывается, и их можно увлечь и втянуть в игру.
– У нас есть интерактивные игрушки — для детей это очень важно, когда им предметно что-то показывают, они быстро втягиваются, – продолжает Елена. – А еще для детей мы показываем кукольные мини-спектакли. Мы сами сочиняем эти сказки. Наши пьесы даже играют в других местах — например, в кафе во время специальных детских программ. Сюжеты у нас довольно простые. Например, про принцессу без ножек, которая при этом умеет летать, потому что умеет мечтать. Или ёжик и собачка идут в гости к медведю зимой, а он спит. И они приходят к нему в сон, а он им говорит: «Смотрите: я умею трогать звёзды, кататься на Луне…» – и приглашает их, и они вместе катаются. Потом мишка за одну минуту строит дом, а детям мы даём фетровых человечков, кошек, собак, и дети этот дом заселяют.
Сейчас в музее готовится несколько спектаклей, соавторами и кукловодами в которых буду дети. Для этого даже уже заказаны специальные куклы.
– На самом деле, – уверена Елена, – дети моментально из компьютерных превращаются в обычных, потому что начинается нормальная живая игра. Вообще, дети нынче очень заинтересованные, я за них рада, у нас растёт хорошая смена.
В маленьком костромском музее смешались времена и страны, но всё-таки здесь человек тоже встречается со своей историей. А история без историософии – просто бессмысленная коллекция фактов и артефактов. Взрослый отличается от ребёнка тем, что у него должен быть собственный взгляд на историю. Родитель учит ребёнка правильно осмыслять информацию. А посещение музея, даже такого, в котором предлагают поиграть в куклы, становится важной частью воспитания. Ведь куклы – свидетели и участники всех перемен, происходивших и происходящих в народном сознании.
Например, в музее кукол есть стенд, на котором представлены русские обрядовые куклы. Изначально куклы делались вовсе не для детских игр, а использовались в религиозных обрядах и только позже стали игрушками. Выполнявшие роль оберегов, то есть бывшие своего рода проводниками языческих суеверий, эти куклы постепенно обретали совсем иные значения – и становились иллюстрациями уже христианских праздников. Можно даже сказать, что куклы воцерковлялись, как воцерковлялись, наполнялись настоящим смыслом все внешние культурные особенности любого народа, принимавшего христианскую веру.
В маленьком костромском музее, созданном Надеждой Шейко, современный человек возвращается из виртуального мира в мир реальных объектов. Мы очень редко бываем внимательны к обстановке, которая кажется нам привычной – у себя дома и в гостях, бродя по улицам, мы остаёмся ненаблюдательными, погружёнными даже не в себя, а в миры тягостных невротических грёз. А, глядя на куклы, думаешь о тепле множества пальцев – пальцев тех, кто их создавал, кто шил им одежду и мастерил для них игрушечные предметы обихода, кто играл в них и кто потом заботливо собрал их в одном месте. И выходя в город, уже совсем по-другому всматриваешься в его черты, понимая, что каждый камень в стене, каждая выбоина на дороге – деталь какого-то долгого и важного рассказа.
Мы предлагаем обратить внимание на несколько местечек, посещение которых кажется вовсе не обязательным, но — и особенно, если вы приехали в Тбилиси с детьми — может оказаться очень занимательным. Итак, не проходите мимо
Мечтаете поехать на Камчатку? Инструкция от многодетного отца и рассказ о том, как папа, мама, трое детей и бабушка путешествовали на «край Земли».
Почему стоит ехать в деревню между Москвой и Калугой, за 90 км от крупных городов, чтобы посмотреть на мусор?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.