Одних «воспитали» книги, других – фильмы, третьих – телевизор или улица… Современных детей «воспитывает» компьютер. И Интернет. А уж в нем есть и книги, и фильмы, и все остальное. Даже «улица», если понимать ее как общение и социальные связи. Казалось бы, есть очевидные плюсы: широкие возможности и при этом ребенок – вот он, дома, на виду у родителей. Но вот минусы, которые не так очевидны, порой забываются. А между тем есть в виртуальном мире вполне реальные опасности.
Примерно в 9-10 лет дети начинают активно пользоваться Интернетом. К таким выводам пришли сотрудники Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ, проводившие пару лет назад исследование на тему опасностей онлайн-среды. При этом уже тогда специалисты отмечали неизменное снижение возрастной границы попадания детей в сеть.
Половина из опрошенных ребят в возраст от 9 до 16 лет бывает в сети ежедневно. Треть – один-два раза в неделю. Более четверти опрошенных школьников тратит на Интернет от 7 до 14 часов в неделю (1-2 часа в день), и каждый пятый – более 3 часов ежедневно.
При этом детское времяпрепровождение в сети контролируется взрослыми лишь у 30% учеников 9-10 лет, и у 10% ребят старше 13-ти. То есть, 70 и 90 процентов школьников в каждой возрастной группе соответственно в сети предоставлены сами себе.
Половина юных Интернет-пользователей считает, что в сети есть что-то плохое для них и их сверстников, и каждый пятый хотя бы раз сталкивался с чем-то, что серьезно его обеспокоило. При этом лишь каждый десятый родитель знает, что ребенок, например, подвергался онлайн-унижениям или встречался со своими виртуальными друзьями в реале.
Зашли на сайт, а рядом с искомой информацией или во всплывающем окне появились картинки непристойного содержания? Нашли ответ на актуальный вопрос, но дан он в таких выражениях, что читать противно? Открываете страницу, и со всех сторон на вас давят предложения узнать «день своей смерти» или «страшную правду о ком-то там»? Пропаганда опасного образа жизни, порнография, агрессия, нецензурная лексика – столкнуться со всем этим можно практически везде, поэтому о существовании контентных рисков, связанных с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, видео- и аудиофайлов) с неэтичной, вредноносной информацией, родители знают.
Но это лишь одна из четырех групп тех опасностей, которые могут поджидать в Интернете. Два другие вида рисков тоже периодически портят жизнь взрослым.
Вирусы и утечка персональной информации или даже денежных средств – это электронные риски.
Распространенные и очень удобные для многих сегодня покупки через Интернет иногда оборачиваются приобретением товара низкого качества и потерей денежных средств. Взрослые стараются подойти к покупке серьезно, но, тем не менее, и они подвержены потребительским рискам. Детям же еще легче стать жертвами мошенничества.
Ну и, наконец, еще один тип Интернет-опасностей – коммуникационные риски.
Для большинства юных пользователей глобальная сеть – в первую очередь средство коммуникации. 75% российских детей отмечают, что у них есть профиль хотя бы в одной социальной сети, и часто вся информация из профиля общедоступна. Дети указывают в Интернете свои фамилию, возраст, номер школы, бывает, даже адрес и телефон. Половина посетителей соцсетей в возрасте от 9 до 16 лет постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми.
Последствиями активной виртуальной жизни без соблюдения правил безопасности могут стать встречи с незнакомцами, кибербуллинг, то есть онлайн-унижения, груминг, то есть тактика взрослого по построению доверительных отношений, выливающаяся позднее в шантаж сексуального характера, сексуальные домогательства. С коммуникационными рисками можно столкнуться в социальных сетях, чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Google talk, Skype), сайтах знакомств, форумах, блогах.
Согласно проведенному исследованию, большинство учащихся 1-4 классов путешествует по сети в одиночку, и половина даже не спрашивает разрешения у родителей. Появляются все новые и новые технологии и возможности, и не исключено, что многие родители даже не догадываются, каким опасностям подвержен ребенок, просто сидя в своей комнате перед монитором или нажимая кнопки в мобильном телефоне.
Прежде чем пускать ребенка на просторы Интернета, необходимо подготовить компьютер, поговорить с ребенком, объяснить, что можно, а что нельзя делать в сети, и познакомить его с правилами безопасного поведения. Потому что, конечно же, по-настоящему воспитывают ребенка вовсе не книги, кино и компьютер, а семья. Все остальное – это помощь в воспитании и привычки и навыки, нужные для взрослой жизни. Как ребенок научится ими пользоваться – зависит уже от родителей.
Контентные риски
Электронные риски
Сетевая безопасность имеет две составляющих – личную бдительность и технические средства.
Потребительские риски
Коммуникативные риски
Подробные руководства и всю необходимую информацию вы можете найти на портале «Дети онлайн».
Контентные риски
Электронные риски
Потребительские риски
Коммуникационные риски
Кроме того, выпишите, распечатайте или как-то иначе оформите телефон Линии помощи «Дети онлайн» и иную полезную информацию.
По материалам Фонда Развития Интернет. Текст подготовили Александра Оболонкова, священник Дмитрий Березин.
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Как, когда и зачем делиться сокровенным с другими?
Ребёнок фантазирует или уже обманывает — где грань? Как реагировать родителям, когда дети говорят неправду? И как самим не провоцировать на ложь?
Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.
Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.