Что такое война?

Люди увлечённо обсуждают события прошлого, судьбы народов и государств. Это называется интересом к истории. Не менее увлечённо люди обсуждают и то, что происходит со странами и народами теперь. Это называется интересом к политике. И всё это так похоже на детские игры в войнушку. И так же, как в детской игре, в разговорах взрослых часто теряется главное — понимание того, что такое война. Не какая-то конкретная война, а война как таковая. Несколько священников из Санкт-Петербурга, города, в истории которого память о Великой Отечественной войне, занимает особое место, высказались о самой сути любой войны.

 

Май 1945 года. Подбитый советский танк Т-34-85 и сидящие на нем дети.

Май 1945 года. Подбитый советский танк Т-34-85 и сидящие на нем дети.

Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице:

 

Протоиерей Вячеслав Харинов

Протоиерей Вячеслав Харинов

Церковь должна очень глубоко осмысливать проблематику войны, воинской службы. Этика отношений с врагом до войны, во время войны и после войны – тоже дело Церкви. Война – это самая жестокая форма греховной непримиримости человека к человеку, так она всегда была понимаема Церковью. Чтобы бороться с грехом, надо его знать. На войне у человека остаётся минимальный этический запас. И не изучать человека в этой обстановке – значит, не знать наш предел, не знать себя в экстремальных условиях.

 

Подвиги, о которых мы говорим, совершались не тогда, когда у человека есть поддержка в виде связей с родными и близкими, бытового комфорта, культуры, чего-то вдохновляющего, инспирирующего. На войне всё это отдаляется от человека, и он оказывается в ситуации, когда повседневностью становятся голод, холод, болезни, раны, неопределённость, смерть. Всё это может разложить человека, и многих разлагало. Люди впадали в состояние животное, руководствуясь лишь рефлексами и инстинктами, или даже демоническое, озлобляясь на всех и вся. И вдруг, среди всего кошмара войны, у некоторых проявляются такие качества, которые говорят о богоподобии человека. Это же поразительно!

 

Чрезвычайно интересно и важно, как в таких условиях проявляются духовная традиция человека, его отношение к стране, к народу, к государству. Нужно, чтобы война не стала средством идеологического давления на людей, как в Советском Союзе, где при помощи такого давления общество приводилось в состояние неприятия какого-то другого мира.

 

Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:

 

Иерей Константин Щербак

Иерей Константин Щербак

Как мы понимаем, война — то, что свойственно этому миру. Даже если нет конкретных военных действий, она всё равно в какой-то форме присутствует в жизни каждого человека — какие-то противоречия подталкивают нас к конфликтам. Часто можно услышать разговоры: «Вот эта война — правильная, а эта — неправильная…» Но всякая война есть грех. И любое убийство — грех по церковным канонам. Поэтому не может быть правильной войны, война — всегда искажение правды Божьей.

 

И хочется обратить внимание на судьбы людей, которые оказались в военных обстоятельствах, которые не щадили себя, умирали, защищая других, или, во всяком случае, преодолевали многое. Мы лично помним многих из тех, кто побывал на войне. Есть те, кому это помогло обратиться к Богу. Например, в Псково-Печёрском монастыре было много монахов — бывших фронтовиков. То есть лучшие качества человека открылись в нечеловеческих условиях.

 

Важны личные переживания людей в условиях войны. Эти переживания вызывают молчаливое уважение и желание помолиться за людей, попавших в такие условия, без различения — кто прав, кто не прав. Человек страдал. И с любой из воюющих сторон оказываются люди, проявляющие себя по-христиански — и по отношению к своим, и по отношению к врагам. Важно вот это внутреннее состояние человека. Церковь не призвана давать оценки политическим реалиям, Церковь призвана говорить о связи каждой человеческой личности с Богом. Долг христианский — в первую очередь помолиться за людей, как погибших на войне, так и переживших её.

 

Протоиерей Антоний Витвицкий, настоятель храма Св. Мчч. Адриана и Наталии в Старопаново:

 

Протоиерей Антоний Витвицкий

Протоиерей Антоний Витвицкий

Конечно, война — это проявление нашей духовной ветхой природы. На бытовом уровне большинство людей хотели бы жить спокойно-тихо-мирно, чтоб их никто не трогал и чтоб они никого не трогали. Всегда люди хотели мира, и в истории любой страны вы найдёте войны. Это одно из проявлений падшей человеческой природы. Христианское понимание такое: мы все больны, больна наша духовная природа. С этой болезнью мы уже приходим в мир.

 

Это проявляется и в каких-то частных моментах — каждый из нас, если честно посмотрит сам на себя, увидит, что он разобщён сам с собой, что разные силы тянут его в разные стороны, что даже к его хорошим, добрым стремлениям то и дело прилепляется что-то совсем другое. Кроме того, мы часто впадаем в состояние, когда не хотим что-то делать, понимаем, что это плохо, вредно, разрушительно, но делаем. Такое проявление нашей испорченности. То же самое происходит и в истории — войны, жестокость, людьми устроенные бедствия.

 

Вот сейчас у нас на приходе живут две семьи беженцев с Украины. Там тоже идёт война, причём, не очень понятно, с кем и за что. А страдают простые люди. Вот послушать их и задуматься: что такое война — пафос побед или трагедии поломанных жизней?

 

Иерей Константин Костромин, клирик храма cщмч. Исидора Юрьевского:

 

Иерей Константин Костромин

Иерей Константин Костромин

Война это социальный, экономический или политический конфликт, протекающий в острой форме, когда неизбежна прямая или косвенная гибель людей. Человеческие деяния, целью или результатом которых является смерть людей, а причиной — зашкаливающий грех вообще и гордыня в частности, не имеют оправдания в христианской этике. Поэтому христианин — по определению пацифист.

 

В то же время на войне нередки случаи героизма, когда кто-то один отдаёт свою жизнь, чтобы её не потеряли другие. Такие подвиги аналогичны подвигу Христа. И Христос сказал, что можно спасти свою душу, отдав свою жизнь за избавление многих. Абсолютный грех порождает противодействие ему в подвиге. Нужно думать, что пока человечество живёт в этом мире, оно не прекратит ни грешить, ни воевать. Но также оно не перестанет совершать и подвиги, и ради подвига стоит жить.

 

Иерей Игорь Иванов, клирик храма Преображения Господня в Лесном:

 

Иерей Игорь Иванов

Иерей Игорь Иванов

Бог есть любовь и мир. Бог есть жизнь и податель жизни. Любить Бога в ответ, хранить мир и преумножать жизнь – естественно для сотворённых Им разумных и одухотворённых живых существ – для ангелов и людей. Почему так произошло, что некоторые свободные существа в этом не смогли найти себя? Об этом говорит Книга Бытия и Священное Предание Церкви. Так или иначе, но со времен вызова сатаны и отповеди ему архангела Михаила началось духовное противостояние. Прежде всего, эта война стала для падших ангелов духовным самоубиванием. Искаженный вектор их не-бытия с Богом и невозможность полностью аннигилироваться стали для них бесконечной мукой и бессмысленным стремлением к уничтожению всего живого. Вечное духовное умирание в вечном духовном противостоянии. Вечное стремление к уничтожению человека как Божьего чада. Человек – существо духовно-телесное. Можно убить тело, но дух, если он с Богом, будет жить Богом. Можно убить дух, сделать его «копией» состояния падших духов, тогда тело станет носителем разрушения, уничтожения и смерти, пока само не будет уничтожено. И даже по воскресении из мертвых душа, которая сроднилась с бесами, сделает вновь обретенное тело вместилищем муки и скрежета зубов. Но Церковь молит Бога о всех, в ком есть хоть немного света, чтобы этот свет стал основанием для восстановления родства со Светом Истины.

 

Агрессивная, захватническая война, война на уничтожение всегда имеет своим корнем духовную болезнь – страсть властолюбия, страсть жадности, страсть ненависти к Богу и к человеку и тому подобное. Война же оборонительная – это подвиг ради сохранения мира, человека, как Божьего творения, а также Церкви, общества, государства, когда они вынуждены защищаться.

 

Есть короткое правило святителя Филарета Московского: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».



Автор: Игорь Лунев, 6 мая 2015 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Игорь Лунев
Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

«Папа, кто такой Ленин?», или как говорить с ребенком о войне и политике

До вчерашнего дня мой сын хотел быть пограничником. У него есть форма, два меча и четыре пистолета. Он знает слова российского гимна и может нарисовать флаг России на танке или корабле.

В гостях у сказки. Робин Гуд: правда и ложь и о «благородном разбойники»

Давайте попробуем задуматься, насколько благороден этот разбойник и какую «помощь» на самом деле он оказывает крестьянам.

Свежие статьи
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.

lubimov_min

Актер театра и кино Илья Любимов размышляет о родительской жертве и об одиночестве детской души.