Реальные опасности виртуального мира

Одних «воспитали» книги, других – фильмы, третьих – телевизор или улица… Современных детей «воспитывает» компьютер. И Интернет. А уж в нем есть и книги, и фильмы, и все остальное. Даже «улица», если понимать ее как общение и социальные связи. Казалось бы, есть очевидные плюсы: широкие возможности и при этом ребенок – вот он, дома, на виду у родителей. Но вот минусы, которые не так очевидны, порой забываются. А между тем есть в виртуальном мире вполне реальные опасности.

Информация предоставлена Фондом Развития Интернет

Цифры

 

Примерно в 9-10 лет дети начинают активно пользоваться Интернетом. К таким выводам пришли сотрудники Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ, проводившие пару лет назад исследование на тему опасностей онлайн-среды. При этом уже тогда специалисты отмечали неизменное снижение возрастной границы попадания детей в сеть.

 

Половина из опрошенных ребят в возраст от 9 до 16 лет бывает в сети ежедневно. Треть – один-два раза в неделю. Более четверти опрошенных школьников тратит на Интернет от 7 до 14 часов в неделю (1-2 часа в день), и каждый пятый – более 3 часов ежедневно.

Информация предоставлена Фондом Развития Интернет

При этом детское времяпрепровождение в сети контролируется взрослыми лишь у 30% учеников 9-10 лет, и у 10% ребят старше 13-ти. То есть, 70 и 90 процентов школьников в каждой возрастной группе соответственно в сети предоставлены сами себе.

 

Половина юных Интернет-пользователей считает, что в сети есть что-то плохое для них и их сверстников, и каждый пятый хотя бы раз сталкивался с чем-то, что серьезно его обеспокоило. При этом лишь каждый десятый родитель знает, что ребенок, например, подвергался онлайн-унижениям или встречался со своими виртуальными друзьями в реале.

 

Онлайн-риски

 

Зашли на сайт, а рядом с искомой информацией или во всплывающем окне появились картинки непристойного содержания? Нашли ответ на актуальный вопрос, но дан он в таких выражениях, что читать противно? Открываете страницу, и со всех сторон на вас давят предложения узнать «день своей смерти» или «страшную правду о ком-то там»? Пропаганда опасного образа жизни, порнография, агрессия, нецензурная лексика – столкнуться со всем этим можно практически везде, поэтому о существовании контентных рисков, связанных с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, видео- и аудиофайлов) с неэтичной, вредноносной информацией, родители знают.

 

Но это лишь одна из четырех групп тех опасностей, которые могут поджидать в Интернете. Два другие вида рисков тоже периодически портят жизнь взрослым.

 

Вирусы и утечка персональной информации или даже денежных средств – это электронные риски.

 

Распространенные и очень удобные для многих сегодня покупки через Интернет иногда оборачиваются приобретением товара низкого качества и потерей денежных средств. Взрослые стараются подойти к покупке серьезно, но, тем не менее, и они подвержены потребительским рискам. Детям же еще легче стать жертвами мошенничества.

 

Ну и, наконец, еще один тип Интернет-опасностей – коммуникационные риски.

 

Для большинства юных пользователей глобальная сеть – в первую очередь средство коммуникации. 75% российских детей отмечают, что у них есть профиль хотя бы в одной социальной сети, и часто вся информация из профиля общедоступна. Дети указывают в Интернете свои фамилию, возраст, номер школы, бывает, даже адрес и телефон. Половина посетителей соцсетей в возрасте от 9 до 16 лет постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми.

 

Последствиями активной виртуальной жизни без соблюдения правил безопасности могут стать встречи с незнакомцами, кибербуллинг, то есть онлайн-унижения, груминг, то есть тактика взрослого по построению доверительных отношений, выливающаяся позднее в шантаж сексуального характера, сексуальные домогательства. С коммуникационными рисками можно столкнуться в социальных сетях, чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Google talk, Skype), сайтах знакомств, форумах, блогах.

 

Согласно проведенному исследованию, большинство учащихся 1-4 классов путешествует по сети в одиночку, и половина даже не спрашивает разрешения у родителей. Появляются все новые и новые технологии и возможности, и не исключено, что многие родители даже не догадываются, каким опасностям подвержен ребенок, просто сидя в своей комнате перед монитором или нажимая кнопки в мобильном телефоне.

Информация предоставлена Фондом Развития Интернет

Правила Интернет-безопасности

 

Прежде чем пускать ребенка на просторы Интернета, необходимо подготовить компьютер, поговорить с ребенком, объяснить, что можно, а что нельзя делать в сети, и познакомить его с правилами безопасного поведения. Потому что, конечно же, по-настоящему воспитывают ребенка вовсе не книги, кино и компьютер, а семья. Все остальное – это помощь в воспитании и привычки и навыки, нужные для взрослой жизни. Как ребенок научится ими пользоваться – зависит уже от родителей.

 

Правила для родителей

 

Контентные риски

 

  • Используйте технические средства ограничения доступа: родительский контроль, контентная фильтрация, настройки безопасного поиска.
  • Расскажите ребенку о негативной информации в сети. Покажите, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами, куда обратиться.
  • Следите за активностью ребенка в сети, проверяйте сайты, которые он посещает.
  • Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Приучите его рассказывать о том, что происходило за день в Интернете, обсуждайте это.

 

Электронные риски

 

Сетевая безопасность имеет две составляющих – личную бдительность и технические средства.

 

  • Не скачивайте файлы, присланные незнакомыми.
  • Отключите автозапуск переносных устройств
  • Регулярно делайте резервные копии своих данных
  • Используйте разные и сложные пароли
  • Установите антивирус, регулярно обновляйте его.
  • Периодически проверяйте электронные устройства антивирусом.
  • Используйте учетную запись гостя при повседневной работе за компьютером.

 

Потребительские риски

 

  • Совершайте покупки в Интернете вместе. Позвоните менеджеру, почитайте отзывы об Интернет-магазине.
  • Избегайте совершать покупки по предоплате.
  • Не разрешайте ребенку оплачивать покупки в Интернете вашими банковскими картами, вводить какую-либо информацию о карте (номер, пин-код, CVV-СVС коды и пр.).
  • Избегайте того, чтобы у ребенка на счету сотового телефона находилась значительная сумма денег. Объясните ему, что никогда нельзя отправлять смс на короткие номера и оставлять на сомнительных сайтах номер телефона.
  • Обсудите с ребенком принципы мошенничества, проговорите правила безопасности и способы защиты.

 

Коммуникативные риски

 

  • Объясните детям, что при общении в Интернете нужно быть дружелюбным – читать грубости также неприятно, как слышать.
  • Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу, сообщайте об этом классному руководителю – необходимо принять меры по защите ребенка.
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Лучший способ испортить хулигану его выходку – полный игнор.
  • Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь.
  • Помогите ребенку найти выход из ситуации – заблокировать обидчика, написать жалобу модератору, потребовать удаления странички.
    Будьте в курсе, с кем ребенок общается в сети.
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера, пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.
  • Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. На реальную встречу с Интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.
  • Объясните ребенку, что в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме.

 

Подробные руководства и всю необходимую информацию вы можете найти на портале «Дети онлайн».

Статистика обращений на Линию помощи "Дети онлайн"

Статистика обращений на Линию помощи «Дети онлайн»

Правила для детей

 

Контентные риски

 

  • Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что – нет.
  • Установи на свой браузер фильтр или попроси сделать это взрослых – тогда ты сможешь смело путешествовать по интересным тебе страницам и не встречаться с неприятной информацией.

 

Электронные риски

 

  • Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Не допусти заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу – антивирус!
  • Если твой компьютер заблокирован, то попроси взрослых разблокировать твой компьютер с помощью антивируса. Если твой компьютер заблокировался картинкой с требованием отправить SMS-сообщение, позвони на Линию помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15, звонок бесплатный), и тебе помогут решить проблему.

 

Потребительские риски

 

  • Хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить SМS-сообщение? Не спеши! Сначала проверь этот номер в Интернете – безопасно ли отправлять на него SМS-сообщение, и не обманут ли тебя.
    Сделать это можно на специальных сайтах: http://smsnumbers.ru, http://smscost.ru, http://smswm.ru.

 

Коммуникационные риски

 

  • Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спроси у родителей, как безопасно общаться в сети.
  • Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
  • Не отправляй свои фотографии, а также фотографии своей семьи и своих друзей незнакомым людям. Они могут использовать их так, что это навредит тебе или твоим близким.
  • Не встречайся без родителей с людьми из Интернета в реальной жизни. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
  • Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека. Читать грубости также неприятно, как и слышать.
  • Если тебя кто-то расстроил или обидел в Интернете, обязательно расскажи об этом родителям.

 

Кроме того, выпишите, распечатайте или как-то иначе оформите телефон Линии помощи «Дети онлайн» и иную полезную информацию.

Информация предоставлена Фондом Развития Интернет

По материалам Фонда Развития Интернет. Текст подготовили Александра Оболонкова, священник Дмитрий Березин.



Автор: Редакция, 11 июля 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

АВТОР
Редакция
Журнал «Батя» - место, где можно делиться опытом, обсуждать, советоваться, как сделать наших детей чуточку счастливее, как научить их добру и вере, как нам самим быть настоящими папами, отцами, батями…
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

«Папа, кто такой Ленин?», или как говорить с ребенком о войне и политике

До вчерашнего дня мой сын хотел быть пограничником. У него есть форма, два меча и четыре пистолета. Он знает слова российского гимна и может нарисовать флаг России на танке или корабле.

В гостях у сказки. Робин Гуд: правда и ложь и о «благородном разбойники»

Давайте попробуем задуматься, насколько благороден этот разбойник и какую «помощь» на самом деле он оказывает крестьянам.

Свежие статьи
Про подготовку к «настоящей жизни». Сергей Пархоменко

Автор обучающих настольных игр и отец двоих детей Сергей Пархоменко объясняет, почему родителям нужно давать своим детям возможность учиться весело.

nedetsky_mir_min_1

Размышления отца о том, можно ли и нужно ли оберегать ребенка от окружающего мира, если, повзрослев, он все равно столкнется с «правдой жизни» и всяческими соблазнами?

Записки приемного отца. 5 страшных минут из жизни папы

«Где мой ребенок?!» Размышления о детской самостоятельности.