В гостях у сказки. Король Дроздобород избавляет от капризов

Читайте также:

В гостях у сказки. Выпуск 1. Буратино. Завести ребёнка «для себя»

В гостях у сказки. Выпуск 2. О рыбаке, рыбке, жадности и слабой воле

В гостях у сказки. Выпуск 3. «Варвара-краса» — не очень добрая сказка

В гостях у сказки. Выпуск 4. Руру. Не отвернуться от «дикаря»

В гостях у сказки. Выпуск 5. Как Анфиса Агафона «под землю провалила»

 

Впервые сказка-новелла братьев Якоба и Вильгельма Гримм «Король Дроздобород» была опубликована в сборнике «Детские и домашние сказки» (Kinder- und Hausmärchen) в 1812/1815 гг. В прошлом и в нынешнем веке она была неоднократно экранизирована. Сюжет сказки прост: капризная и много о себе воображающая королевна отказывала всем, кто просил её руки, да ещё и придумывала им издевательские прозвища. Когда она отвергла очередного просителя, иноземного короля, назвав его королём Дроздобородом из-за формы его бороды, её отец, король, разгневался и пообещал выдать её за первого, кто после этого постучится в ворота замка. Этим первым через пару дней оказался бедный бродячий музыкант, за которого и выдали замуж королевну, несмотря на её слёзы. Музыкант забрал молодую жену с собой, привёл её в королевство Дроздоборода, где какое-то время королевна жила в бедной хижине, привыкая к ручному труду и вообще к самообслуживанию. Трудности выправили её характер, а через какое-то время оказалось, что её муж – переодевшийся в бедного музыканта король Дроздобород. Далее – хэппи энд.

 

В нашем современном обществе, всё-таки европейском, подобная история едва ли возможна уже хотя бы потому, что теперь родители не властны устраивать браки своих детей против воли последних. И это, конечно, положительное изменение. Однако в сказке «Король Дроздобород» мы всё-таки можем увидеть немало такого, что присутствует и в нашей повседневности.

 

Повествование братьев Гримм довольно чётко делится на три эпизода, первый из которых – жизнь королевны во дворце. А наш нынешний мир можно назвать фабрикой по воспитанию таких принцев и принцесс. Согласитесь, знакомый образ – человек, уверенный в том, что он подарок сам по себе, имеющий список претензий к ближним и тем, кто только может ими стать, про претензии же к себе вовсе не думающий. Часто такие люди считают, что их внимания, их благосклонности окружающие должны добиваться, и искренне удивляются (а также горько обижаются), когда кто-то из окружающих отказывается играть в эти игры. Проще говоря, в лице принцессы из сказки мы имеем дело с избалованным человеком. А избалованный человек уверен, что его близкие должны терпеть любые его выходки. Вольно или невольно он проверяет любовь ближних на прочность. Иногда ближние не выдерживают.

Иллюстрация: Rudolf Schiestl

Иллюстрация: Rudolf Schiestl

Не выдержал и король, отец принцессы. Его решение выдать капризную дочь за первого, кто постучит в ворота, кажется нам жестоким. Да так оно и есть, решение суровое… Однако не станем забывать, что как королевна оказалась жертвой этой жестокости отца, так и её отец оказался ещё прежде жертвой её душевной чёрствости. По отношению к королю-отцу душевная чёрствость королевны проявилась даже не в том, что она не хотела выбрать в мужья никого из тех, кто приходил свататься – тут как раз всё понятно, не нравился никто из них девушке, что ж такого, бывает… Но ведь могла она отказать вежливо, а отцу объяснить всё наедине и ласково – едва ли любящий отец не принял бы её слова к сведению. Но королевна упражняется на претендентах в остроумии – тем самым она не столько унижает их, сколько ставит в неловкое положение своего отца, позорит его. И отец срывается. Так и у нас бывает: доведёт один другого «до ручки», «до белого каления», а потом кричит: «Я жертва насилия!» На вопрос со стороны: «Может, и ты сделал что-то не то?» следует ответ вроде: «Да как вы смеете мне, жертве, такое говорить?!» Избалованный, распущенный человек считает, что вправе вести себя неадекватно, но глубоко возмущается неадекватными поступками других… Именно из-за нежелания спросить с себя избалованные люди часто сами себя загоняют в житейские тупики.

 

Второй эпизод начинается с изгнания выданной за бродягу-музыканта королевны из дворца. И здесь надо сказать, что героиня сказки уже начинает показывать себя с лучшей стороны. Она не проклинает отца, не проклинает мужа, и постепенно даже начинает понимать, что в своей беде виновата прежде всего сама. О некоторых переменах во внутреннем мире принцессы свидетельствуют её реплики в ответ на сообщения мужа о том, что посещаемые ими по пути места принадлежат королю Дроздобороду: «Ах, кабы мне дана была свобода, я стала бы женой Дроздоборода!» Конечно, пока ещё это просто страх перед неизвестностью, перед весьма вероятным бытовым неблагополучием. Но принцесса уже понимает, что в прошлом надо было вести себя несколько иначе, чем она себе позволяла.

Иллюстрация: Фриц Фишер

Иллюстрация: Фриц Фишер

По мере своей адаптации в нехитрой обстановке хижины мужа-бедняка принцесса продолжает меняться в лучшую сторону. В 1965-м году вышла немецкая экранизация сказки, сделанная режиссёром Уолтером Беком – и там есть замечательная тема, привнесённая создателями фильма: принцесса пытается найти дело, которое её по душе. Ни с плетением корзин, ни с пряжей, ни с гончарным делом у неё не сладилось, да и торговля посудой ей не особо нравилась. Зато как осветилось её лицо, когда она стала расписывать глиняную посуду! Человек нашёл любимое занятие – это дорогого стоит. И человек понял, что труд может приносить радость, что участвовать в общем деле – это тоже радость.

 

Увы, когда речь идёт об избалованности, мы чаще сталкиваемся с другим отношением. Жизненные неурядицы, в которые ввергает себя распущенный человек, только озлобляют его – виноваты у него все, кроме него, и ведёт он себя соответствующе. Что, понятно, только отталкивает от него даже тех, кто мог бы ему помочь. Ну и да, трудно не обратить внимание: сказка рассказывает нам про старые времена. Потому пусть и избалованная, но всё-таки выросшая в обществе с чёткими представлениями о семье королевна пытается без каких-то серьёзных пререканий адаптироваться к тем условиям, в которых живёт её муж – бедный, но честный труженик. Увы, надо заметить, что в наше время ожидаемой была бы иная картина – жена заявила бы мужу, что вот раз ему так повезло с ней (как же – «принцесса»!), то пускай он обеспечивает её запросы, а не то она быстро с ним разведётся и найдёт того, кто её «достоин».

 

Иллюстрация: Otto Ubbelohde

Иллюстрация: Otto Ubbelohde

Третий эпизод начинается с неудачи на рынке: пьяный гусар разбивает всю глиняную посуду, которой торговала королевна. Опять-таки, одна из причин происшествия – оплошность нашей героини: он села торговать на краю рынка, у проезжей дороги. На такое заявление раздадутся многочисленные крики: «Значит, вы оправдываете пьяного гусара?!» Ну, что сказать? Нет, не оправдываю. Как не оправдываю задирающихся к прохожим гопников. Но если кто-то ведёт себя неосторожно, разве нельзя сказать об этой неосторожности? И почему всё нужно рассматривать сквозь призму вины? Итак, королевна была неосторожна (ибо не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: по дороге ездит разная публика) и потеряла товар.

 

Муж устраивает её судомойкой во дворец, а через некоторое время оказывается, что он-то и есть хозяин дворца. Когда король Дроздобород открывается королевне, перед нами уже не та юная леди, которую мы наблюдали в начале повествования. Она уже хорошо поняла, что издеваться над людьми – дело дурное и к хорошему не приводит. «Ax, я так виновата, так виновата, что недостойна быть твоей женой…» — шепчет королевна, король же уверяет её, что теперь прошлые обиды позади.

 

Итак, господа и дамы: к любому повороту сюжета этой истории можно придраться и пытаться выгородить героиню, обвиняя всех, кто её окружает, в жестоком обращении с ней. И это при том, что ничего особо страшного с ней не произошло, и вообще счастливый конец наступает сказочно быстро. В обычной жизни человек может куда дольше расхлёбывать последствия своих «закидонов». Но главное, чтобы он захотел их расхлёбывать, а не пытался свалить это расхлёбывание на родных и близких, а также на встречных.

Иллюстрация: Ada Kösler

Иллюстрация: Ada Kösler

Любой из нас может допускать какие-то ошибки, не справляться с какими-то своими страстями. И это то, что мы просто-таки должны понимать друг о друге. Главное – не испытывать терпение друг друга сознательно, не искушать. Король Дроздобород… простите, Капитан Очевидность докладывает: «Носите бремена друг друга» (Гал. 6:2) – вовсе не то же самое, что «Возлагайте друг на друга бремена».

 

 



    Автор: Игорь Лунев, 12 февраля 2016 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?

    Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?

    Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.