В гостях у сказки. Кролик Эдвард и наука быть беззащитным

Читайте также:

В гостях у сказки. Выпуск 1. Буратино. Завести ребёнка «для себя»

В гостях у сказки. Выпуск 2. О рыбаке, рыбке, жадности и слабой воле

В гостях у сказки. Выпуск 3. «Варвара-краса» — не очень добрая сказка

В гостях у сказки. Выпуск 4. Руру. Не отвернуться от «дикаря»

В гостях у сказки. Выпуск 5. Как Анфиса Агафона «под землю провалила»

В гостях у сказки. Выпуск 6. Король Дроздобород избавляет от капризов

В гостях у сказки. Выпуск 7. Дочь разбойника: чтить отца, но не идти по стопам

В гостях у сказки.  Выпуск 8. Робин Гуд: правда и ложь о «благородном разбойнике»

В гостях у сказки. Выпуск 9. «Ночь перед Рождеством»: про любовь или про черевички?

 

«Удивительное путешествие кролика Эдварда» — сказка совсем ещё не старинная. Написана она американской сказочницей Кейт ДиКамилло в 2006 году. Станет ли эта история «народной», забудется ли людьми имя её первого автора, будет ли интерпретироваться на разные лады разными рассказчиками – этого мы не знаем. А вот я и не уверен, что к этой истории про фарфорового кролика нужно что-то добавлять.

 

Фарфоровый кролик Эдвард пребывал в семье девочки Абилин, которая очень его любила. А он вот никого не любил и слушать никого не хотел, если говорили не о нём. Но однажды Абилин с родителями отправилась в морское путешествие, взяв с собой и свою любимую игрушку. Эдвард выпал за борт корабля и оказался на дне моря, где и пролежал до тех пор, пока буря не вынесла его к людям… Так начались его приключения, во время которых он постепенно научился любить.

«Удивительное путешествие кролика Эдварда». Иллюстрация: Баграм Ибатуллин.

Вера в то, что испытания непременно приводят испытуемого к добру уже в этом мире, наивна. И думаю, большинство из нас по печальному опыту знает, что эта вера ошибочна. Возможно, чтобы предупредить нас об этом, Кейт ДиКамилло устами одной из героинь рассказывает нам сказку внутри сказки, и сказку неожиданно жестокую, диссонирующую с общим настроением истории про кролика Эдварда – про принцессу, которая никого не любила, была за это превращена в бородавочника и убита гвардейцами, которые разыскивали её же (только в облике девушки, а не облике бородавочника). Но эта сказка в сказке – всего лишь краткий фрагмент, что-то вроде быстро прошедшей судороги, после которой автор возвращает нас к основному повествованию, которое вообще легко раскладывается на отдельные впечатляющие картины. Вот Эдварда находит старый рыбак и приносит домой, чтобы порадовать жену. Вот дочь рыбака выбрасывает Эдварда на свалку, где его находит собака, которая дружит с бродягой – так Эдвард попадает в ещё одну компанию друзей. Сюжет развивается, Эдварда теряют и находят, и сам Эдвард теряет и находит друзей, учится любить, учится болеть за любимых и любящих. То есть гордый и неприступный фарфоровый кролик учится быть беззащитным.

 

Вот часто ли мы задумываемся о том, что любви надо учиться? Если кому-то из вас придёт охота это утверждение оспорить, расспросите специалистов, которые работают с воспитанниками детских домов, с теми, кто родительской любви оказался лишён. А ведь родительская любовь – это не только проявление естественных чувств, для младенца это своеобразная начальная школа любви, ведь именно от родителей он узнаёт, кто он и как ему себя вести в той или иной ситуации.

 

Оказывается, что нормальное воспитание человека невозможно без двух, казалось бы, взаимоисключающих направлений. С одной стороны, мы прививаем ребёнку различные навыки именно для того, чтобы он в этом мире был как можно более защищённым. С другой стороны, мы учим его любить – то есть раскрываться, сбрасывать броню, быть уязвимым в любви, в идеале практически беззащитным. Тот же, кто при воспитании ребёнка пытается обойти эту двойственность (например, учит своё чадо житейской псевдомудрости: «Не верь этим мужикам / бабам, все они…» или даже того круче: «Не верь, не бойся, не проси», распространяя этот принцип на весь окружающий мир), растит несчастного человека, нравственного калеку.

 

Беззащитность – следствие доверия. Возможно ли между людьми абсолютное доверие? Один Бог это знает. В любом случае, разумная осторожность в отношениях с людьми – не грех. Об этом говорится и в Священном Писании, этому учили и святые подвижники новозаветной Церкви. Но эта осторожность не имеет ничего общего с подозрительностью героя вестерна, чуть что выхватывающего револьвер. Она – не от вражды, а от осознания слабости падшей человеческой природы. Но личная близость между людьми – и в любви, и в дружбе (которая на самом деле тоже разновидность любви) – возможна только в доверии. Опыт показывает, что та или иная степень доверия необходима вообще для любых положительных отношений между людьми. И напротив, как говаривал Джон Сильвер, «джентльмены удачи» редко доверяют друг другу». (Здесь уместным будет также вспомнить, в каких кругах появилась и широко распространилась уже упомянутая поговорка «Не верь, не бойся, не проси».) Чем ближе мы друг к другу, тем больше рискуем, но это тот риск, без которого наше существование – только злобная карикатура на жизнь.

 

Верующий человек не откажется от этого риска, как попытался фарфоровый кролик, решивший, что больше никогда не совершит такой ошибки – никогда больше не будет никого любить. Возможно, отношения с ближним человека ранят, возможно, придется пережить расставание и боль потери, но едва ли верным выбором будет встать в позу воинственного ковбоя по отношению ко всем встречным. Верующий знает, что сам Бог добровольно стал беззащитным настолько, что вочеловечился, и пошёл на смерть, чтобы спасти людей от смерти. Бог, Который есть Любовь, ждёт от нас добровольной беззащитности, и укрепляет беззащитного любящего, и только Он может нас по-настоящему защитить, а все наши оборонительные ухищрения хороши лишь для определённых узко бытовых целей.

 

Удивительное путешествие кролика Эдварда заканчивается хорошо. Может быть, впереди его вновь ждет горечь расставаний, но читатель прощается с фарфоровым героем в тот момент, когда он счастлив и ему даже кажется, будто у него есть крылья и он летит. Испытать это чувство может только тот, кто достаточно беззащитен.

«Удивительное путешествие кролика Эдварда». Иллюстрация: Баграм Ибатуллин.



    Автор: Игорь Лунев, 17 мая 2017 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Папиного дня в общероссийском календаре пока нет, а сказка о нем – есть!

    Я бы рано или поздно опустил руки и смирился, если бы не одна мысль. А ведь на самом деле трудно назвать современных детей не читающими.

    Хороших книг о врачах много, но мы выбрали лишь несколько, чтобы напомнить, что часто врач — это больше чем профессия.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.