В гостях у сказки. «Ночь перед Рождеством»: про любовь или про черевички?

 

Читайте также:

В гостях у сказки. Выпуск 1. Буратино. Завести ребёнка «для себя»

В гостях у сказки. Выпуск 2. О рыбаке, рыбке, жадности и слабой воле

В гостях у сказки. Выпуск 3. «Варвара-краса» — не очень добрая сказка

В гостях у сказки. Выпуск 4. Руру. Не отвернуться от «дикаря»

В гостях у сказки. Выпуск 5. Как Анфиса Агафона «под землю провалила»

В гостях у сказки. Выпуск 6. Король Дроздобород избавляет от капризов

В гостях у сказки. Выпуск 7. Дочь разбойника: чтить отца, но не идти по стопам

В гостях у сказки.  Выпуск 8. Робин Гуд: правда и ложь о «благородном разбойнике»

 

 

В наше время Рождество Христово весьма популярно и у людей, далёких от Церкви – многим нравится красивый праздничный антураж, близки многим и народные обычаи, часто совсем не христианские по своей сути. Вот и в позапрошлом веке великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь описал в своей сказке «Ночь перед Рождеством» далеко не благочестивую жизнь украинского села. Шоу-индустрия предлагает нам по сей день различные интерпретации этой истории, приглядимся же к содержанию этой сказки.

 

Центральный сюжет «Ночи перед Рождеством» – история любви смекалистого кузнеца Вакулы и капризной Оксаны. Но постойте! Действительно ли это история любви? Сказка заканчивается хэппи-эндом, т. е. Вакула и Оксана поженились. Можно предположить, что в будущем их отношения стали более глубокими, такими, которые уже можно и любовью назвать. Но вот есть ли любовь в истории, которую поведал нам Николай Васильевич Гоголь?

Фигура из серии: Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1954г., скульптор: Воробьев Б.Я., художник: Лупанова Е.Н.

Есть влюблённость на грани помешательства со стороны Вакулы и желание потомить влюблённого юношу со стороны Оксаны. Увы, именно эти страсти у нас давно уже принято ассоциировать с любовью. А массовая культура это представление о любви активно тиражирует. Только вот в жизни хэппи-энды встречаются далеко не так часто, как в сказках и романтических историях. И отношения, строящиеся не на взаимном уважении и спокойном интересе друг к дружке, а на всяких «испытаниях чувств на прочность», как правило, выходят людям боком.

 

Но вернёмся к Вакуле и Оксане. Оксана – первая на селе красавица, и ей Вакула нравится, но ещё больше нравится ей мучить его своими капризами. Вакула страдает, его чувство начинает напоминать навязчивую идею… Оксана же в довершение заявляет, что выйдет за Вакулу замуж, лишь если он добудет ей черевики, т. е. туфли такие же, как у царицы. Что, понятное дело, сделать простому деревенскому парню из Малороссии невозможно.

 

Сюжет, в котором потенциальная невеста делает условием свадьбы выполнение потенциальным женихом некой по всем признакам непосильной задачи, не нов… Его даже и строго сказочным нельзя назвать.

 

И вот тут голос разума начинает звучать в помутнённом сознании хлопца: «Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит, — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с неё никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться».

 

Однако ненадолго хватает Вакулы, ибо «в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» Всё в нем волновалось, и он думал только об одной Оксане».

 

Что ж дальше? А дальше отчаявшийся кузнец именно к злому духу за помощью и обращается. Чёрт тут же и является, Вакула готов ему за услугу отдать свою душу, однако улучив момент, умудряется оседлать чёрта за просто так, испугав крестным знаменьем. Чёрт же доставляет кузнеца прямиком в Петербург к царице, которая дарит Вакуле черевики для невесты. Вернувшись в родную Диканьку Вакула охаживает на прощание чёрта хворостиной, потом невредимый душой и телом отправляется свататься… А Оксана, решившая, что Вакула пропал, уже и сама рада встрече с кузнецом, уж и без черевичек готова замуж за него выйти.

 

Чем ближе сказка к хэппи-энду, тем сомнительнее эта история – даже с поправкой на её сказочность. Хотя в житиях святых и встречаются упоминания о том, как подвижники использовали бесов в своих целях, не вредя при этом своим душам, гораздо чаще мы можем встретить поучения о нежелательности какого-либо общения с падшими духами. Вспомним также, что согласно каноническим Евангелиям Господь наш Иисус Христос даже правдивых свидетельств от бесов не принимал. Вакула же, хоть и парень хороший, на святого подвижника всё же никак не тянет.

 

Что же касается хэппи-энда, то и он всё-таки тоже сомнителен – ещё неизвестно, каким испытаниям впоследствии захочет подвергнуть Вакулу Оксана уже в качестве жены, если ещё до сватовства она не считала зазорным выкидывать этакие фортели. Во времена, когда жили герои этой сказки, супругам было сложнее, чем теперь, шантажировать друг дружку разводом, но вот современный человек запросто может годами угрожать разрывом своему супругу или супруге, если тот или та не выдержат очередного «квеста». Так вот, не стану утверждать, что и безумно влюблённый, и испытующий действуют всегда по прямому наущению нечистой силы, но рискну объявить их состояние помрачённым. Увы, как я уже говорил, многие из нас учились любви именно на таких примерах…

 

Вспоминаю рассказ одного священника: «В молодости я решил для себя, что если признаюсь девушке в любви, а она ответит: «Я подумаю», то сразу же заберу свои слова назад». Объяснение батюшка дал простое: если человек не отвечает взаимностью, то и нет смысла этой взаимности добиваться. Не стоит начинать отношения, если они изначально строятся на унижении. Всё просто: если девушка не отвечает вам взаимностью, не интересуется вами, значит, это не ваша девушка. То же самое можно (и нужно) сказать и влюблённой девушке, которой не отвечает взаимностью юноша.

 

Было бы неплохо разъяснять школьникам на уроках ОБЖ: не тратьте время и силы на людей, которым вы не нужны. Отойдите – без обид, злости. Пожелайте человеку всего доброго. И ступайте своей дорогой, ищите своих, тех, кого вам не нужно будет добиваться. Здоровый прагматизм не отменяет искренней влюблённости, он только не даёт этой влюблённости превратиться в безумную страсть. А то, что при отсутствии безумных страстей жизнь скучна – это ложь, клевета на человека и на окружающий его мир. (Особо оговоримся: речь идёт именно о начале отношений. Когда рушатся отношения уже сложившиеся, за них надо бороться. Есть всё-таки принципиальная разница между уже построенным домом и домом, которого ещё нет даже в проекте.)

 

Ну а что же до истории, рассказанной Николаем Васильевичем Гоголем, то любая сказка – своего рода зеркало, и посмотрев вот в это, самым лучшим будет отвернуться от всевозможных суеверий и по мере приближения Рождества Христова думать в первую очередь об истинном смысле этого праздника, о пришествии в мир Спасителя, а не о блестящей мишуре и «черевичках».

 

Ну и да, по-настоящему хороша та рождественская сказка, в которой говорится о Христе.



    Автор: Игорь Лунев, 3 января 2017 года

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Музыкант, автор-исполнитель, поэт. Публиковался в альманахах «Мариенталь», «Тритон», «Паруслов», «Вокзал» и др., а также на различных интернет-ресурсах. С 2002-го года постоянно занимается журналистикой. Сын Игоря, Максим, родился в 1995-м году.
    ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

    Как быть настоящим мужчиной? Можно ли этому научиться? Насколько много в становлении мужчины зависит от женщины?

    Родители читают довольно строгие правила лагеря и решают: «Да, нашему ребенку это подойдет, там его исправят, он станет лучше!» А как на самом деле?

    Психолог-консультант Петр Дмитриевский о том, можно ли прожить без конфликтов, почему они возникают и как их преодолевать, не разрушая семью.

    Свежие статьи

    Рассказ об одном летнем дне отца с детьми.

    Сложно понять и принять, что деменция неизлечима, но можно продлить светлый период.

    Актер театра и кино Сергей Перегудов о зрелом отцовстве и о том, как востребованному артисту успевать быть папой и как быть родителем в тревожные времена.